Новости Северодвинска и Архангельской области

Эти взносы на капремонт – обязательные

25.11.2017
Изменить размер шрифта
Платить или не платить за капремонт, больше не вопрос.

Уже тысячи северодвинцев, которые принципиально отказывались платить за капремонт, получили из суда пренеприятные известия. Фонд капитального ремонта в суде доказывает, что эти взносы – дело обязательное.

Корреспондент «Вечёрки» встретился с руководителем Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области Александром Бараевым и задал вопросы, которые не дают покоя многим северодвинцам. 

3600 исков о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт было подано региональным фондом в отношении жителей Северодвинска только в этом году. И практически все исковые требования были судом удовлетворены, людям приходится выплачивать многотысячные долги либо добровольно, либо принудительно при посредничестве судебных приставов. 

Вообще, Северодвинск на общем фоне в плане платежеспособности выглядит средне: городские власти за капремонт муниципального жилья платят 100%, уровень платежей остальных собственников – 75%, ну а среднеобластной показатель – 78%. Тем не менее только по суду за двухлетний срок северодвинские должники вынуждены были заплатить за капремонт 21 миллион рублей. 

Среди тех, кто просто выбрасывает квитанции за капремонт, много так называемых принципиальных неплательщиков – тех, кто не платит не потому, что денег нет, а потому, что считает взносы незаконными. Аргументы у всех разные, в качестве доказательства своей правоты люди нередко ссылаются на гуляющее на просторах Интернета постановление Верховного суда. 

- Эта информация гуляет в Сети ещё с 2014 года, - пояснил директор Фонда капремонта МКД Архангельской области Александр Бараев, - но в 2016 году было вынесено решение Конституционного суда, которое все точки в этом вопросе расставило. Суд рассматривал обращения о конституционности норм Жилищного кодекса в части капремонта. Нет добровольного порядка взносов, они обязательны. Иначе бы суды не удовлетворяли все наши обращения за исключением тех, где есть какие-то ошибки в оформлении или расчётах.

Если раньше Фонд капремонта подавал в суд лишь на тех, кто проживает в домах, которые ремонтировались на условиях софинансирования, то в этом году претензии предъявляются тем, кто не платит установленный минимальный взнос. И если до сих пор брался конкретный дом, где была наибольшая разница между начисленными и собранными средствами, то теперь пристальное внимание уделяется конкретным людям, у которых максимальный процент неплатежа. На данный момент судебные приказы выносятся в отношении тех, кто задолжал фонду по 12-15 тысяч рублей. Плюс должникам приходится оплачивать госпошлину. Если приставы не могут взыскать долг, ищут средства на банковских счетах должника или накладывают арест на имущество, которое удаётся найти. И уже есть один случай ареста земельного участка у должника по взносам за капремонт.  

Северодвинск непросто пережил первые годы действия программы капитального ремонта – некоторые подрядчики серьёзно подводили и со сроками выполнения работ, и с качеством. Это, конечно, ещё один аргумент противников платежей взносов. Что касается контроля, то его однозначно становится больше, поясняет Александр Бараев. Фонд капремонта теперь не только направляет на объекты своих инспекторов, но и нанимает организации, которые осуществляют строительный контроль, количество замечаний увеличилось. С недобросовестными подрядчиками контракты расторгались и расторгаются. Сейчас в Северодвинске стоит вопрос о прекращении договорных отношений с рядом фирм, которые взялись за выполнение капремонта по четырём адресам: улица Орджоникидзе, 2б и 10, улица Первомайская, 59, и улица Торцева, 40/5.

Ещё одна претензия северодвинцев к Фонду капремонта – выполнение работ в холодный период. Очень страшно входить в зиму с недоделанными швами между панелями или незакрытой кровлей. Но с этим, по словам Александра Бараева, нам придётся смириться.

- Ну и что, что холодно?  Работа-то идёт. Мы хотим всё летом делать? Не было и не будет такого, чтобы капитальный ремонт проводился в течение трёх летних месяцев. Вы никогда в Архангельской области не найдёте такого количества людей для выполнения работ. Мы растягиваем их на весь год и всё равно имеем сотни миллионов, которые крутятся на аукционных процедурах, на которые подрядные организации не заявляются. Возможности тех, кто пошёл в систему капитального ремонта, мы выбрали практически на сто процентов. С нашей стороны предложений больше, чем исполнителей. Поэтому, если строительные правила подразумевают выполнение работ круглогодично, будем работать круглогодично. В этом году хотим попробовать ремонт системы теплоснабжения в зимний период, будем делать сейчас – не в январь уходить, когда минус 20, а пока погода до минус 10. 

За три года реализации программы капремонта в нашей области фондом было собрано взносов на сумму 2,6 миллиарда рублей. Эта сумма многим не даёт покоя. Все ли деньги расходуются, если нет, то кто получает проценты, которые копятся в банке? 

- Собранные деньги, те, что не израсходованы, лежат в банке. Процентная ставка меняется, в последний раз размещали средства где-то под 7%. Фонд капитального ремонта на процентах не зарабатывает, пополняется котёл, в том числе объём средств, собранных собственниками помещений. Эти проценты перечисляются на счёт каждого конкретного дома. У нас есть форма отчётности на нашем интернет-ресурсе (раздел называется «Отчётность»), там в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России №965/пр размещается вся информация по дому: сколько начислено, собрано, сколько процентов. Сейчас на счёте регионального оператора находится 1 миллиард 487 миллионов рублей. Но с учётом того, что у нас договоров заключено на 1,7 миллиарда рублей, практически все эти средства обеспечены в рамках исполнения договорных обязательств. Денег, не охваченных договорными отношениями, у нас нет. С одной стороны, копилка расходуется, с другой - пополняется, каждый месяц мы получаем примерно около 80 миллионов рублей. Финансово мы обеспечены, проблем с оплатой не будет. Но совсем свободных денег у нас на сегодняшний день нет, эти деньги закреплены за определёнными контрактами.

Сейчас уже вовсю идут аукционы по работам, запланированным на 2018 год. На 95 миллионов рублей договоры уже заключены, в том числе по двум северодвинским домам. Всего же на следующий год в основной план попали 38 наших многоквартирных домов, в резервный – 15. В общей сложности это около 180 видов работ. Так что капремонт продолжается, независимо от наших принципов. 

Оксана КОЗИЦЫНА

Комментарий юриста
«Вечерний Северодвинск» попросил специалиста кабинета юридической помощи «Защитник» Дмитрия Барабаша прокомментировать, насколько обоснованны аргументы принципиальных противников взносов в Фонд капремонта.

Большинство аргументов по всем доводам принципиальных неплательщиков содержатся в постановлении Конституционного суда РФ от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной думы"

Первый довод неплательщика:
По статье 1 ГК РФ
1.Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
2.Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3.При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно...»

Комментарий юриста: 
Надо уметь различать понятия «право» и «обязанность».
Бремя содержания своего имущества – это личное отношение каждого к судьбе своего имущества –его сохранению или утрате, которое определяется как ответственность перед самим собой.
Пока содержание своего имущества затрагивает интересы только собственника, возможность поддержания имущества в нормальном состоянии (ремонта) можно рассматривать как право собственника. Непроведение необходимого ремонта, если без него состояние имущества неминуемо ухудшается, создаёт для собственника риск повреждения или утраты имущества.
Если же необходимость содержания своего имущества обусловлена уважением интересов других лиц, например, сособственников, поскольку влияет на их права, то содержание имущества надо квалифицировать как обязанность.
На это указывает как раз пункт 3 статьи 1 ГК РФ, когда говорит, что при осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Обязанность – это не ограничение права, она является частью такого права. Классический пример такой правовой конструкции давно живёт в народе в виде поговорки: «Любишь кататься, люби и саночки возить». Поэтому обязанность по содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома в виде уплаты взносов на капитальный ремонт общедомового имущества нельзя расценивать как ограничение права собственника.

Второй довод неплательщика: 
В соответствии с федеральным законом № 271-ФЗ, за капитальный ремонт платят собственники жилплощади в многоквартирных домах. Платежи за капремонт являются обязательными.
Данный вариант сбора средств фактически противоречит Гражданскому кодексу РФ и Конституции РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания своего имущества, но не чужого. По данному закону разрешается использование собранных средств с одного дома на капитальный ремонт другого, согласно утвержденному графику. Платежи на капремонт вообще не могут быть обязательными.

Комментарий юриста: 
Сбор средств для оплаты будущего капитального ремонта является одним из способов поддержания имущества в нормальном состоянии, в частности, многоквартирного жилого дома - в состоянии, пригодном для проживания. Способы содержания общего имущества могут быть любые. Среди таких способов можно назвать, например, постоянный (периодический) ремонт дома силами самих собственников, накопление средств для проведения значительного ремонта через долгих промежуток времени.
Поскольку среди собственников помещений в многоквартирных домах много нежелающих содержать общее имущество, что нарушает права других добросовестных (п.3 ст. 1 ГК РФ) собственников, законодатель ввёл специальные правила регулирования таких отношений, чтобы не допускать подобных нарушений.
При этом законодатель определил несколько способов накопления средств для проведения капитального ремонта дома: 
- утверждаемыми взносами на специальном счёте в банке, определяемом и контролируемом собственниками;
- взносами в Фонд капитального ремонта, учреждаемый органами власти субъектов Российской Федерации.
Такие способы гарантируют, что в случае нежелания одного собственника в многоквартирном доме содержать общее имущество, другие собственники не будут нести расходы на такое содержание за нежелающего платить.

Третий довод неплательщика: 
Фонды капремонта, согласно ФЗ № 271-ФЗ, являются некоммерческими организациями (НКО). «Согласно статье 7 ФЗ „О некоммерческих организациях", НКО учреждаются гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.
Согласно статье 123.17 Гражданского кодекса РФ, фонды учреждаются на основе добровольных имущественных взносов.
Следовательно, добровольные взносы не могут быть обязательными».
Мы являемся собственниками квартир МКД № ____________ по адресу г.Северодвинск ______________________________, но не являемся учредителем НКО «Фонд капитального ремонта МКД Архангельской области».

Комментарий юриста:
Фонд капитального ремонта является одним из способов накопления средств для капитального ремонта многоквартирного жилого дома. По тактике автора следует оспаривать существующую банковскую систему.
Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Добровольность имущественных взносов учредителей является неотъемлемым атрибутом создания абсолютно любой организации, в том числе и Фонда. При этом добровольность взносов учредителей для создания фонда нельзя путать с деятельностью Фонда. 
Действительно, согласно Уставу Фонда капремонта Архангельской области, эта некоммерческая организация создана Архангельской областью на основании постановления Правительства области. Граждане не являются учредителями этой организации. Но никто не препятствует гражданам создать такой же фонд.

Четвёртый довод неплательщика: 
Также не являемся собственниками недвижимого общего имущества в данном доме.
Что касается фразы "Общее имущество в МКД принадлежит собственникам квартир на праве общей долевой собственности"- это состояние наступает, когда "долевая собственность" определена, расписана и составлен договор между собственниками жилищного фонда и каждым собственником жилого и нежилого помещения в МКД. Если этой договоренности нет, все общее имущество дома принадлежит только собственнику жилого фонда, т.е. государству или муниципалитету. Так как введение платы за капитальный ремонт регламентировано ФЗ № 271-ФЗ от 25.12.2012 г. соответственно, согласно и п.1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД.
Кроме того не надо смешивать Федеральный закон и Жилищный кодекс.
Жилищный кодекс РФ написан только для государственного и муниципального жилого фонда, а Федеральный закон принят под Гражданский кодекс с учётом всех видов собственности жилищного фонда России.
Соответственно, какие мы должны нести расходы на дом?
Мы несём расходы только за свои квартиры.

Комментарий юриста:
Право общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме возникает одновременно с правом собственности на частное помещение в этом доме. Это регламентировано  ст. 36-39 Жилищного кодекса РФ, которые описывают виды общедомового имущества, порядок определения долей в праве собственности на общее имущество дома, общие денежные средства на специальном счёте и порядок содержания общего имущества.
Конкретное имущество, относящееся к общему имуществу многоквартирного дома, отражается в технической документации на здание (п. 15 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Технический план многоквартирного дома в обязательном порядке содержит также полученную по результатам кадастровых работ информацию, необходимую для осуществления государственного кадастрового учета помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме), расположенных в таком многоквартирном доме.

Долевая собственность на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона, а не в силу договора.
При государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется (п. 5 ст. 40 закона N 218-ФЗ).

Собственником жилого фонда может быть любое лицо – гражданин, организация, государство или муниципальное образование (ст. 212 ГК РФ).
Действительно, не надо смешивать федеральный закон и Жилищный кодекс. Это разные нормативно-правовые акты, разного уровня действия и целевой направленности.
Жилищный кодекс РФ разработан для регулирования отношений между участниками жилищных отношений. Закон № 271-ФЗ от 25.12.2012 является официальным способом внесения изменения в Жилищный кодекс РФ и не принимался под Гражданский кодекс.
Собственники должны нести такие расходы на дом, которые нужны для предотвращения причинения вреда другим собственникам этого дома и для публичной безопасности других лиц.

Пятый довод неплательщика: 
«Собственник помещения обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД", а «участвовать» это не значит "платить". Мы можем привезти кирпич (помочь погрузит его), забить гвоздь (и т.п.) - это и есть участие.
Если нет права собственности, зарегистрированного на весь дом, то о чем можно говорить? Если управляющая компания, принявшая любой дом на свой баланс, не зарегистрировала дом на праве собственности, то это отступление от закона, и все поборы на капремонт, мягко сказать, не законны.

Комментарий юриста: 
Собственник помещения обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД. Участвовать в расходах, значит и платить тоже. Платить за кирпич, чтобы привезти его. Забить гвоздь мало. Надо забить очень много гвоздей. При этом, чтобы не упасть с крыши, надо получить допуск к работам на высоте. Чтобы получить допуск, надо пройти специальное обучение. За обучение тоже надо платить. За гвозди надо платить. А пожилая бабушка или беременная женщина тоже должна носить кирпичи на крышу и забивать там гвозди. И маленькие дети тоже должны носить кирпичи, но на крыше могут работать только днем. О чём, собственно, говорит сам автор далее по тексту.
Управляющая организация не является собственником общего имущества в многоквартирном доме. Её обязанности по ремонту определены договором управления многоквартирным домом, который рекомендуем прочитать всем собственникам квартир перед тем, как утверждать о бесконечной и бесплатной ответственности коммунальщиков.

Шестой довод неплательщика: 
Взнос за капитальный ремонт, по своей сути, обладает установленными Налоговым кодексом признаками налога, так же не предусмотрен настоящим Кодексом как обязательный сбор, взнос, налог, следовательно противоречит ст. 3 НК РФ и не может быть обязательным.

Комментарий юриста:
Конституционный суд Российской Федерации провёл проверку на соответствие основному закону (Конституции РФ) правил о взносах на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домом. В Постановлении № 10-П от 12.04.2016 суд указал следующее:
Исходя из того что участники общей долевой собственности обязаны соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК Российской Федерации), несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК Российской Федерации), но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом (п.2).
Формируя новые механизмы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, федеральный законодатель исходил из того, что его проведение возможно лишь в случае своевременного и полного участия собственников всех помещений в таких домах в расходах на выполнение соответствующих ремонтных работ. Поскольку же в силу ряда объективных причин (многочисленность собственников помещений в многоквартирном доме, сложность и разнообразие объектов, относящихся к общему имуществу, и др.), а также вследствие высокой стоимости работ по капитальному ремонту и обусловленной этим затруднительности однократного и одномоментного сбора денежных средств на их проведение самостоятельное осуществление капитального ремонта исключительно силами самих собственников в большинстве случаев практически невозможно, исполнение ими обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирных домах должно сводиться в первую очередь к финансированию ремонтных работ, проводимых третьими лицами, что предполагает введение правовых механизмов, обеспечивающих накопление и привлечение необходимых и достаточных для такого финансирования денежных средств (п.4.1).
Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, и тем самым - предотвращение причинения вреда как жизни, здоровью и имуществу собственников помещений и других граждан, проживающих в этих домах, так и жизни, здоровью и имуществу иных лиц (вследствие возможного разрушения или повреждения многоквартирных домов, их отдельных конструктивных элементов либо наступления иных обстоятельств, препятствующих их безопасной эксплуатации), т.е. направлено на защиту конституционно значимых ценностей, что соответствует закрепленному в статье 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации предназначению социального государства и согласуется с предписаниями ее статей 17 (часть 3) и 40 (часть 2). Не противоречит Конституции Российской Федерации и определение в качестве финансовой основы функционирования региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, подлежащих уплате собственниками расположенных в них помещений, поскольку этим не затрагивается само существо конституционных гарантий защиты собственности, вытекающих из ее статей 8 (часть 2) и 35 (части 1 и 2) (п.4.2).
Что касается взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, то они имеют иную правовую природу: будучи обязательной платой за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, они не обладают характерным для платежей публичного характера признаком индивидуальной безвозмездности и предназначены для оплаты расходов на выполнение конкретных работ и оказание услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества (включая отдельные элементы строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома), в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения их эксплуатационных характеристик, и тем самым - для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, что отвечает прежде всего интересам собственников помещений в таком доме.
Кроме того, взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в отличие от налогов и сборов, не перечисляются в бюджет, а зачисляются - в зависимости от избранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта - либо на специальный счет в кредитной организации (банке), либо на счет регионального оператора (часть 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут использоваться в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований, а должны расходоваться исключительно на цели, связанные с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (п.5).

Седьмой довод неплательщика:
Передача денежных средств в собственность регионального оператора по установленным условиям договора не соответствует основным нормам ГК РФ (никто не может принудить собственника заключить договор, не соответствующий его интересам).

Комментарий юриста:
Денежные средства, внесённые на счёт Фонда капитального ремонта или на специальный счёт в банке, не становятся собственностью Фонда или банка, а остаются в собственности всех владельцев помещений в многоквартирном доме. Собственники решают, как и когда распорядиться накопленными средствами по целевому назначению – на проведение капитального ремонта. Целевое назначение таких средств –единственное (но не полное) ограничение их использования. Эти средства, например, до капитального ремонта можно размещать на депозитах под накопительный банковский процент в интересах всех собственников. В исключительных случаях, собственники могут потребовать от Фонда капремонт вернуть деньги, внесённые на капитальный ремонт дома.
Внесение средств на капитальный ремонт нельзя сравнивать с частным договором. Действительно, в обычном гражданском обороте нельзя никого принудить к заключению договора. Хотя в нашем законодательстве предусмотрены случаи, когда заключение договора является обязательным для одной или обеих сторон договора. Это могут быть публичные договоры или, например, в жилищной сфере таким обязательным договором является соглашение о выкупе помещения в многоквартирном доме для муниципальных нужд.
Если же сравнивать взнос на капитальный ремонт с каким-либо договором, то аналогию надо проводить с главным общественным договором, которым для всех является Конституция Российской Федерации, либо с решением коллективных собраний, например, собранием собственников помещений в многоквартирном доме. В таких договорах действует правило - воля большинства является обязательной для всех и каждого.
В силу законной (да и что говорить, - просто человеческой) обязанности обеспечивать безопасность своего и общего имущества проведением его ремонта, заключение договора в виде отдельного письменного документа, содержащего предмет, условия исполнения, права и обязанности сторон, не требуется, как никто не требует человека подписывать Конституцию Российской Федерации в момент его рождения. Именно на этот общественный договор ссылается автор, который также не подписывал его.

Восьмой довод неплательщика:
Детального технического обследования моего дома не производилось, поэтому непонятно, почему он включен в областную программу капитального ремонта только в 2038-2043 годы и планируется к выполнению работы по капитальному ремонту: шиферной кровли, фасада, подвального помещения,систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, сетей электроснабжения. МКД построен в 1964 году, более 52 лет назад, и из видов капремонта только в 1999 году выполнялся ремонт шиферной кровли.

Комментарий юриста:
Программа капитального ремонта разрабатывается в отношении всех многоквартирных домов в Архангельской области, носит теоретический, предварительный характер и подлежит обязательной корректировке исходя из фактического состояния частного жилищного фонда в области и конкретных жилых домов, которым может потребоваться ремонт в первоочередном порядке. Если ВСН 58-55 (р) расчётный износ какого-то конструктивного элемента многоквартирного дома достигнет определённых границ, например, попадёт в диапазон от 40 до 60 процентов, Фонд капремонта будет обязан провести обследование фактического состояния дома. При подтверждении аварийного состояния конструкции дома капитальный ремонт дома должен быть проведён незамедлительно, а в программу должны быть внесены изменения.
В любом случае капитальный ремонт проводиться только по решению общего собрания собственников помещений каждого многоквартирного дома. При этом собственники вправе проводить ремонт вне областной программы капитального ремонта. Как говорится, было бы желание и возможности.

Фото in-news.ru

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий