Новости Северодвинска и Архангельской области

Студенты САФУ подвели итоги практики в Кенозерском национальном парке

16.06.2017
Изменить размер шрифта
Культурологи Северного (Арктического) федерального университета имени М.В Ломоносова с «рабочим визитом» посетили Каргопольский и Плесецкий сектора парка в середине мая. С 14 по 20 число 11 бакалавров третьего курса и три магистранта первого побывали в деревнях Вершинино, Усть-Поча, Морщихинская и Масельга. Главная тема бесед с местными жителями – мужские промыслы местного населения.

Напомним, что сотрудничество Кенозерского национального парка и САФУ имеет долгую историю. Работа учащихся университета направлена на глобальный проект парка – паспортизацию деревень. По словам Юлии Сибирцевой, заведующей кафедрой культурологии и религиоведения вуза, если раньше студенты делали акцент на эпическом наследии, то теперь «добрались» до жизнеописания местных жителей в XX веке.

Основа успешному диалогу была заложена по приезду практикантов в парк – перед тем как отправиться по информантам, студенты проявили свои творческие способности. Для жителей деревень был организован музыкальный вечер «С песней по жизни», на котором звучали песни на такие вечные песни как «Любовь», «Дружба» и «Родина», стихи Сергея Есенина, Иосифа Бродского и Эдуарда Асадова. Подобная практика позволила представителям вуза погрузиться в новую для них среду и «втереться в доверие» к местным жителям, которым действительно было что рассказать.

Житель деревни Масельга Василий Потракеев поведал про охоту на куропаток без ружья, но с помощью стеклянной бутылки и клюквы. Со стороны все это выглядит следующим образом: в бутылку наливается горячая вода, после чего она втыкается горлышком в снег и находится там до тех пор, пока не заледенеют края лунки. После того как бутылку достали, в получившееся отверстие насыпается клюква. Куропатка, привлеченная наживкой «ныряет» в лунку. Из-за того, что ее диаметр не позволяет птице расправить крылья и выбраться обратно, дичь можно брать в прямом смысле голыми руками.

Про рыбалку Василию Яковлевичу тоже было что рассказать.  Для плавания по местным водоемам жители деревень выдалбливали лодки из больших бревен, «обрамляя» их по краям двумя балансирами. Еще одним видом «плавсредства» были буквально катамараны – 2 небольших выдолбленных «корыта», соединенных между собой доской. Управлялась вся эта конструкция одним веслом. Что касается улова, то часто мелкую рыбу сушили в печке без соли. Затем из нее варили уху.

Вспомнил про лодки и Василий Попов, коренной житель деревни Морщихинская. В беседе речь зашла о более искусном процессе – «сшивании» лодок. Борта деревянных лодок из-за дефицита гвоздей сшивали молодыми сосновыми корнями, которые автор рассказа сравнил со шпагатом. Этим промыслом люди занимаются до сих пор. По мнению местных жителей, сконструированная таким образом лодка мореходнее, чем пластиковая и легче, чем дюралевая.
 
Кроме того, она гораздо удобнее для рыбалки. По поводу промысла и связанных с ним баек, Василий Александрович рассказал, что его отец голыми руками достал из проруби страдающую от кислородного голодания щуку. В свою очередь, его мать столкнулась с щукой при еще более захватывающих обстоятельствах – ее лодку попавшаяся на крючок рыбина таскала по озеру до тех пор, пока леска не оборвалась. Как со смехом оговорился сам рассказчик, такие байки всегда процентов на 90 выдумки.

Про рыбалку речь зашла и на встрече с Алексеем Тряпицыным, главным героем фильма Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Тряпицына». Алексей Васильевич, который уже не почтальон, но начальник отдельного поста МЧС в Вершинино, в своей речи также обратился к историям про здоровенных щук, и, как и другие собеседники студентов, рассказал про поверье рыбаков – нельзя чтобы тебя видели, когда ты отправляешься за рыбой. Это может тебя сглазить и ты ничего не поймаешь.

В ходе бесед речь заходила и совсем про другие промыслы, не связанные с удочками и ружьями. Жительница деревни Морщихинская Нина Клабешникова рассказала, как ее мать собирала и обрабатывала лен, после чего ткала из него одежду и скатерти, а отец и дед делали сани.

Житель деревни Вершинино Николай Поршнев, выпусник-историк Архангельского государственного педагогического института, 42 года проработавший в местной школе, в своем повествовании упомянул историю становления колхозов в Кенозерье. Их постепенное укрупнение началось после войны, в 1952 году. До 1969 года на территории Кенозерского национального парка сформировали 3 хозяйства – «Правда Севера», «Мир» и колхоз имени М.И. Калинина. В 1969 году их объединяют в совхоз «Кенозерский», который просуществовал до 2005 года. Помимо рассказала, Николай Михайлович подарил Парку схему укрупнения колхозов, представляющую ценность в историческом плане.

Зинаида Макарова из Морщихинской в свою очередь рассказала о работе на местном маслозаводе во времена своей молодости. Сперва в деревне было старое производство, где труд был ручной, затем был построен новый завод, где работу механизировали. По воспоминанию Зинаиды Васильевны, проработал небольшой заводик до 1975 года.

Жители деревни Усть-Поча в своих рассказах остановились на теме сплава леса по реке Поча. Местные, занимающиеся данным промыслом, перегораживали запанью русло реки, оставляя в ней отверстие. Поступающие через эту «лазейку» бревна формировали кошель, состоящий из 5-6 переносов, «оформленных» по краям оплотинами. Всю эту конструкцию по фарватеру, огражденному бонами буксировал катер. Как это выглядело, можно посмотреть на рисунке, выполненном студентом Ярославом Невским. Отметим, что он сделал его на основе другого рисунка, выполненного уже местными жителями – Анатолием и Ниной Калитиными. Виктор Новожилов, в свою очередь, продемонстрировал конструкцию, которой скрепляли бревна.

Помимо встреч с информантами, студенты работали в проектных группах. Цель подобной деятельности – создание инициатив по развитию Парка для различных целевых групп.
«Студентам удалось собрать уникальный материал, который пригодится для изучения сотрудникам Парка. Конечно, юные культурологи вынесли много полезного и для себя. Это опыт практической работы, уверенность, что выбранная специальность действительно многого стоит. Благодаря своим коммуникативным навыкам практикантам удалось погрузиться в историю Русского Севера, ощутить ее на себе», — резюмировала итоги практики Юлия Сибирцева.

Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий