Новости Северодвинска и Архангельской области

На земле рязанской древней

21.03.2017
Изменить размер шрифта
Фото  vittasim.livejournal.com

Сколько помню себя в сознательной жизни, столько мечтала побывать на земле рязанской. И оттого, что много добрых друзей было именно с рязанщины, и потому, что не только в юности, но и уже в зрелом возрасте зачитывалась поэзией великого русского поэта Сергея Есенина. Как мне всегда хотелось побывать там, где 

«Сыплет черемуха снегом, 
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам, 
Ходят грачи в полосе…»!

И вот прошлым летом мечта стала реальностью. Отпуск выдался на май-июнь, когда благодать цветущей природы звала насладиться радостью новых открытий и впечатлений.
Отдых на древней земле рязанской оказался воистину чудным подарком, какого я и вообразить себе не могла. И уж в который раз убедилась в том, что нет ничего красивее, привольнее и ближе сердцу, чем родная матушка Русь.
Пребывание в санатории «Солотча» дало возможность побывать и во многих уникальных исторических местах. Вот три из них.

Обитель князя Олега
«Хозяин вернулся!» – радостно шептали насельницы Солотчинской обители, когда святые мощи ее основателя, князя Олега Рязанского, наконец, были возвращены в родные стены. Произошло это великое событие 22 июня 2001 года. 
Монастырь был построен им в 1390 году. Здесь же великий князь Олег Иванович принял постриг с именем Иона. И похоронить себя он завещал здесь же, что и было исполнено. 
Обитель претерпела множество бед. После 1917 года она была закрыта, а в стенах ее храмов расположилась колония для беспризорников. Мощи основателя монастыря, святого Олега Рязанского, были изъяты. 
Монастырь возрожден в 1993 году, но уже как женский. Им управляет игуменья Варвара (Самарина). Его основные постройки: собор Рождества Богородицы, Свято-Духовская церковь (XV-XVI в.в.), надвратная Иоанно-Предтеченская церковь (XVI в), возведенные в XVII веке кельи, настоятельский корпус, стены с величественными башнями. Над вековым зданием келий, в которых сейчас живут монахини, недавно надстроили комнаты для паломников и трудников. Так история пересекла XVII и XXI века.

Настоятельница, матушка Варвара, живет в небольшом домике. Рядом расположилось монастырское хозяйство: коровы, куры, прочая живность. Излишки продукции монахини продают в специальной лавке, которая – на территории обители. Творог, сыр и сметана имеют вкус изумительный. На монастырском огороде растет все, что необходимо для питания насельниц. 
Из окон современных жилых корпусов санатория видны золотые купола монастырских храмов, а по утрам душу наполняет тихой, светлой радостью звон колоколов, проникающий в открытое окно. 
Другой святыней Солотчи является возрожденный из пепла, имеющий цвет небесной лазури храм Казанской Божией Матери, расположенный на другом краю поселка. Среди красоты и ухоженности здесь возвышается редчайшее творение – памятник Святителю Николаю – копия скульптуры, находящейся в г. Демре (Миры Ликийские), где служил Господу и людям во время земной жизни святой Угодник.
Нельзя обойти стороной и Дом-музей художника-гравера, академика Ивана Пожалостина. Строение, пострадавшее от пожара, восстановлено по историческим архивам. В свое время здесь жил и творил Константин Паустовский, «протаптывая» свои знаменитые тропы в природу. 

«Иди, ягодка, Бог счастье даст»…
Широкое, привольное село Константиново с обилием зелени. Чисто, ухоженно, раздольно. Домики с наличниками, огороды, куры, собаки, кошки. В центре села – приземистое старое здание земской школы (воссозданное), в которой учился будущий русский поэт Есенин, бывший одним из лучших ее учеников. Прошли к усадебному Дому-музею Лидии Кашиной. Сергей Есенин был близко знаком с хозяйкой бывшего помещичьего владения. Ее лирический образ поэт воплотил в поэме «Анна Снегина». Наш экскурсовод –олицетворение русской красавицы. Юная стройная девушка с голубыми, как васильки, глазами на открытом нежном личике; одета в скромное, но изящного кроя и цвета небесной синевы платьице. У нее светло-русая коса и улыбка тургеневской барышни. Голос негромкий, но уверенный. Зовут ее Евгения. (Подумалось – почему не Танюша, которой «краше не было в селе...»?) Женя повествует ее величество историю. О родине Сергея Есенина – селе Константиново, о жизни великого поэта, который когда-то бегал босым по этим самым деревенским тропинкам. Многие из них сегодня превратились в аллеи многометровых белоствольных берез и могучих тополей. А вот и он: низкий дом с голубыми ставнями… Тот самый, в каком жил духовный отец великого русского поэта священник Иоанн Смирнов. Отец Иоанн совершал таинство крещения будущего поэта. Это он сказал тогда матери маленького Сережи Татьяне Федоровне: «Твой сын отмечен Богом…» С раннего детства Сережа воспитывался в православии. «Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовицкий монастырь… Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, ягодка, Бог счастье даст…», – вспоминал позже поэт.

Юный Сергей был чтецом на клиросе в Казанском храме, что в селе Константиново, прислуживал отцу Иоанну в алтаре, где над царскими вратами был образ Покрова Божией Матери. «Я поверил от рожденья в Богородицын Покров», – это строки из стихотворения «Чую Радоницу Божью».
Церковь сегодня сияет золотом куполов. Ее возрожденные святые своды помнят юного алтарника Сергия, чья жизнь оборвалась так трагически. А, быть может, великому поэту и столь же великому грешнику пришлось принять смерть мученическую?
…Были священники, которые не верили в самоубийство поэта. И из односельчан никто не верил. Слишком любил жизнь их великий земляк. Мать поэта, Татьяна Федоровна, хорошо знала, что самоубийц не отпевают, но тем не менее сумела доказать священнику, что ее сын не самоубийца, и он совершил обряд отпевания. 

В литературном музее Константинова хранятся уникальнейшие снимки, вещи, посмертная маска поэта…
С колокольни Казанской церкви дом Есениных всегда был виден как на ладони. А вот и сама усадьба, обнесенная плетнем. Простая русская изба, в которой выделяется красный угол с иконостасом. На столике, под образами, лампадка, нательный крестик, который носила Татьяна Федоровна. Стол, кровати, застеленные лоскутными одеялами. Русская печь, глиняные крынки, самовар. В сенях – крестьянская утварь. Что-то из экспонатов воссоздано, а что-то помнит Есениных… Амбар и хлев покрыты соломой – «современной». Вместо есенинского клена под «метелью белой» теперь высится огромный тополь – клен пострадал в пожаре вместе с прежним домом. А внутри усадьбы благоухающая кипень цветущих яблонь, черемух… И опять вспомнились есенинские строки
«Синий май. Заревая теплынь,
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь. 
Спит черемуха в белой накидке…»

Животворящие святыни
Душа не переставала ликовать от благодатной красоты рязанской земли. Еще одним уникальным подарком стало посещение древнейшей обители святой Руси – Иоанно-Богословского мужского монастыря в селе Пощупово, что на правом берегу Оки. Здесь, рядом с древними монастырскими пещерами, проистекает святой источник, который издревле почитается как чудодейственный. Случаи исцеления фиксировались документально. Первым упоминается исцеление «бесноватой и расслабленной» (страдающей от припадков эпилепсии и частичного паралича) крестьянки из села Кузьминского Анны Егоровой, совершившей омовение в святой купели. Популярность источника даже в безбожные годы не пошла на спад. Сегодня сотни паломников стекаются сюда круглый год.
Территория древнейшей обители утопает в цветах и редких зеленых растениях. Красота, тихая благодать и покой! В монастыре хранится и благоговейно почитается рака с мощами святого Георгия Победоносца. На престоле Богословского собора обители, украшенная ризою золотого шитья, находится величайшая святыня – образ Пресвятой Богородицы «Знамение-Корчемная». Образ редчайший. Молятся перед ним от избавления от недуга пьянства. По вере и горячим молитвам происходят чудо-исцеления. 
Поездка в эти священные места позволяет не только набраться духовных и телесных сил, но и обогатить себя новыми знаниями. 

Галина Голыгина
Газета «Пенсионерочка», №3, 2015 год


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий