Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Новости Северодвинска и Архангельской области

Хлебный год

13.01.2018
Изменить размер шрифта
Новогодние подарки читателям «Вечёрки» от других газет издательства «Северная неделя».

К хлебу наши предки относились всегда с большим уважением, и с ним было связано много обрядов. Хлебный год сулил большие урожаи всего растущего над землей, в том числе и зерновых культур, и не зря его называли годом жизни. Ведь жизнь наших предков была нелёгкой, и главной заботой было пропитание. 

Чтобы хлеб родился
В далёкие времена было принято делить все растения на мужские и женские. Хлеба (хлебные зерновые культуры) сеяли только мужчины, раздевшись донага. Для посева зерно выносили в мешках, сшитых из старых штанов. Таким образом мужчины как будто заключали со вспаханным полем священный брак. Женщинам не дозволялось присутствовать при этом таинстве. Считалось, что земля испугается и родить не сможет. Недаром в славянской символике засеянное поле изображалось тем же знаком, что и женская беременность. 

Кутья
Прародительницей хлеба была похлёбка (каша) из зерна, заправленная ягодами или мёдом, она несла смысл победы над смертью, возвращения к жизни. До наших дней это ритуальное блюдо дошло в виде кутьи, которую готовят в Рождественский сочельник, на Крещение и для поминовения усопших. 

Блины
Другой ритуальной едой были блины. Историки говорят, что название со временем исказилось, славяне называли их млины от слов «мелкий», «молоть» – пища из размолотого зерна. Румяный круглый блин символизировал собой солнце, которое умирало и воскресало каждую зиму. Поэтому и принято готовить блины на поминках и на Масленицу, когда уходит-умирает зима (смерть) и возрождается весна (жизнь). 

Оберег
Наши предки, возвратясь с похорон, первым делом старались заглянуть в посуду, где подходила квашня, чтобы священная сила жизни изгнала за порог смерть. 

Невесту перед свадьбой усаживали на накрытую подушкой квашню, чтобы будущая семья жила весело, богато, дружно и многодетно. 

Хлеб использовали в качестве оберега – клали рядом с новорождённым в колыбель, брали с собой в дорогу, чтобы он охранял путешественника в пути. Считалось, что небрежное отношение к хлебу, и даже к крошкам, могло привести к нехватке денег и голоду. Оставить надкусанный кусок хлеба грозило потерей счастья и силы, новый не отрезали, не доев первого.

Наши предки говорили, что хлеб – царь стола. Стол без хлеба называли сиротским престолом. 
Давно уже ушли из нашей жизни древние обряды и обычаи, но ценить и уважать хлеб нас учили с самого детства в семье, детском саду и школе. 

И всем, кому интересно, славянский растительный календарь:

2018 – хлебный год,
2019 – малиновый, 
2020 – морковный, 
2021 – капустный, 
2022 – луковый, 
2023 – яблочный, 
2024 – огуречный, 
2025 – гороховый, 
2026 – смородинно-берсеневый,
2027 – медово-хмельной, 
2028 – репный, 
2029 – липовый. 

Наталья НЕХИНА, Архангельская область
Газета "Дачная", 24-2017.

         
     
 

Система Orphus
В комментариях запрещены мат, грубости, оскорбления, переход на личности. Обращаем ваше внимание, что комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.

HyperComments



Возрастное ограничение







 
Следите за обновлениями!
Северная неделя ВКонтакте Северная неделя в Фейсбуке Северная неделя в Твиттере
Северная неделя на YouTube





Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий