Новости Северодвинска и Архангельской области

Если трудно проходит пост

16.03.2017
Изменить размер шрифта
Фото orthodoxy.com.ua

Отрывки из статьи священника Сергия Круглова
Начало Великого поста у нас на приходе всегда одинаково: из года в год с первых же дней на прихожан и священников наваливается одно и то же – то, что в церковной среде называется «искушениями».

 Это какие-то неприятности, скорби, маленькие и большие, обострения конфликтов и болезней. Одна прихожанка у нас что ни пост, то неизменно – ну вот так получается – падает и ломает то руку, то ногу, но относится к этому стоически и даже не без юмора, не унывает. В виде искушений в пост подбираются всякие житейские неудачи, неприятности и нелепые несообразности: у иных вылезают раскаянные и подзабытые уже, казалось бы, греховные страсти – сколько горьких исповедей выслушаешь на тему «плавного» заговенья на масленицу, которое столь же плавно затягивает человека в запой в дни Великого поста.

Многие из тех, кто уже не раз задавался целью «уж этот-то пост» провести строго, свято, подвижнически, стяжать ту и эту добродетель, к концу первой седмицы – долгой, трудной, неуютно-прохладной, но трезвящей и целительной, как утренний сквозняк, выдувающий из комнаты похмельный чад и дурман, приходят на исповедь в неподдельных горьких слезах, слезах обессиленности от самих себя: ничего-то мы не стяжали, никакой-то грех не победили, только еще раз убедились в своей немощи…

Состояние это таково, что высоким слово «Богооставленность» его как-то не назовешь, и приходит на ум разве что обескураживающее неизменный образ грешника из молитвослова «яко свиния лежит в калу, тако и аз греху служу». Эта тягота была хорошо знакома и тем христианам первых веков, на которых мы привыкли ориентироваться, как на искусных духовных отцов и делателей. Вот и у преподобного Иоанна Кассиана Римлянина читаем, что однажды пришли к авве Серену монахи-пустынники и пожаловались, что пребывание в пустыне доставило им не совершенства внутреннего, а лишь то, что «узнали мы, чем не можем быть». Жаловались монахи и на то, что не приобрели желаемой чистоты, силы духа, знаний и испытывают лишь чувство смущения и стыд.

Авва Серен, который сам прошел через все это, призвал монахов ни в коем случае не отчаиваться, ибо «чистота души и высота Богообщения доступна лишь при упорстве, правильном расположении ума и сердца» и добавил, что опыт бессилия тоже важен, ибо это первая ступень, на которой человек, шагая к Богу, трезво и без прикрас, рассмотрел, познал самого себя.
Да, приходится признать, что это познание самого себя пока в немощи и грязи, но когда-нибудь будет красота и освобождение от грехов, ведь все мы – царские дети, по злому недоразумению потерянные Отцом, выросшие на помойке и вот – возвращающиеся домой… Путь этот долог, очень тяжел и опасен, но для того, кто непременно хочет этим путем идти до конца вслед за Христом, всегда есть надежда: дойду!

Великий пост для нас, нынешних современных христиан, очень необходим. Это не только период подготовки к встрече Воскресения Христова, это еще и благодатный толчок для нас, немощных, хоть к небольшому, но подвигу, посильному и животворящему. Ведь познать свои немощи и при этом не пасть духом, но прийти ко Христу в покаянии, сохранить и умножить веру – это тоже подвиг.
Мы немощные, мы грешные, нам нужно на время поста смирение и надежда. Да, со дня души поднимется такая муть, что не раз и не два руки опустятся, но вновь и вновь со смирением и без отчаяния нужно продолжать этот путь, несмотря на искушения. Тем дороже и ценнее будет награда.

Подготовила Н. Дмитриева.
Газета «Пенсионерочка», №3, 2015 год

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий