Новости Северодвинска и Архангельской области

Быть матушкой - нелегкий труд

26.12.2016
Изменить размер шрифта
Фото afmin.ru

То, что священнослужителям каталоической церкви не дозволено вступать в брак, знают многие, но и в нашем Православии есть запрет такой. Вернее, есть женаты священники и те, кому жениться не положено. 

Первые – это «белые», а вторые – «черное» духовенство, они семьи не создают, они монахи, и свою жизнь посвящают Богу. «Черное» духовенство сохраняет на всю жизнь девство и управляет Церковью, а женатые священники служат на приходах, и они своей христианской жизнью показывают пример своим прихожанам. Как правило, в таких семьях много детей – столько, сколько Господь дает. Жена священника – матушкой называется, по аналогии с тем обращением, с которым обращаются к ее мужу: «батюшка». Хотя одна из девяти «матушек», которые представлены в книге, о которой я хочу рассказать, Марина Митрованова, считает, что вообще более правильным было бы такое обращение к монахиням. Да их и в самом деле издавна так на Руси и величают.

Каждая судьба достойна романа
Так вот, только что дочитала книгу Ксении Лученко «Матушки» - ей удалось «разговорить» жен священников, вызвав тех на откровенные разговоры, искренние размышления о своем житье-бытье. Несмотря на то, что сами матушки не считают себя идеальными, у них есть чему поучиться, есть опыт, мудрость, есть то, что, как говорят, «цепляет». Они поучительны и полезны для всех женщин – и тех, кто воцерковлен, и кто нет. Очень женская книга.
В книге всего девять историй – разных, непохожих, но которые объединяет важный статус: все эти женщины – матушки, жены священников.

Жена для мужа – поддержка
Для меня все имена оказались незнакомыми, только Олесю Николаеву я знала, читала ее книги, эссе, рассказы, стихи. Олеся Александровна – известный писатель, обладательница многих премий за свой творческий труд, но прежде всего она – верная жена, матушка протоиерея Владимира Вигилянского.
Но и все остальные матушки – образованные, с огромным запасом житейского опыта, мудрости, и внутренним нравственным стержнем. Все они с почтением, пониманием и глубоким уважением относятся к своим батюшкам, хотя, как подметила матушка Наталия Бреева, «иногда чувствуешь себя соломенной вдовой – и дома одна, и даже в храм с детьми и то иду одна». Но все матушки знают, какой груз ответственности перед Богом лежит на их батюшках, что у них – служение, требы и другие важные дела. И все девять матушек высказали одну и ту же мысль: батюшке приходится взваливать на себя очень много, он понимал, на что идет, но и матушка для него кто? «А первая поддержка и должна у нее быть к мужу жалость. Где жалость, там и любовь, и сочувствие, и помощь».

Непростые истории сильных женщин
Огромное впечатление произвел рассказ матушки Ольги Юревич – вот уж у кого жизнь после того, как муж стал священником – подвиг! Столько перенести! Столько осилить! И выстоять – на это, пожалуй, только русская женщина и способна.
Самым обстоятельным и длительным у журналистки Ксении Лученко оказался разговор с матушкой Мариной Митровановой – здесь глубокие мысли-размышления о прожитой семейной жизни и выводы: «У меня рецепт на все случаи жизни только один: не торопиться принимать решения, смотреть, слушать и слышать. И если ты другого человека видишь, слышишь и не торопишься в решениях, тогда можно преодолеть любые подводные течения, если ты настроен на семейное счастье».

Мужу надо соответствовать
Восхищение и изумнение – вот что испытала я, прочитав рассказ матушки Ларисы Первозванской, физика-ядерщика по профессии и матери девятерых детей! Как она сама о себе сказала: «Я 15 лет была в декрете, потом уволилась, потому что каждые два года рожала». Лариса считает себя очень счастливым человеком и делится личными секретами воспитания детей – их долго перечислять, но главное отметить надо: детей нужно любить не словами, а делами. И строгость должна быть, но и понимание, и уважение тоже.
Еще матушка Лариса считает, что «мужу надо соответствовать», чтобы были общие интересы, иначе не будет основы: «Жена ведь не домохозяйка, она помощница. В совместной жизни неизбежно начинается воспитание друг друга, где-то чем-то надо пренебречь, от чего-то отказаться, и должно быть желание друг для друга поработать, немного потерпеть».

На матушку равняются
Девять разных судеб, девять рассказов матушек о своей жизни – вроде бы все они разные, со своими у каждой трудностями, препятствиями, но у васех – вера в Божию помощь, надежда на мужа и какое-то внутреннее осознание того, что на плечи матушки тоже легла ответственность. Недаром все подчеркивают, что на жену священника прихожане обращают пристальное внимание: и какие у нее дети, воспитанные ли, и как и где на службе стоит, как разговаривает, в чем одета… Такое внимание иногра напрягает, но оно и обязывает. Но главное, как сказала матушка Анастасия Сорокина, жить по Божьим заповедям, по воле Господа: «Чем больше люди размышляют, как правильно сделать, они тем самым стараются подключить свою волю и тогда уже воля Божия не может действовать».

О детстве, о предках, о любви
Матушки поделились и конкретными примерами, которые вполне могут стать советами, рекомендациями; рассказали о семейных традициях, о том, как они познакомились со своими батюшками (а некоторые вообще были даже некрещеными, время-то советское, безбожное – вместо крестика – пионерский галстук да комсомольский билет).
Прочитайте эту книгу и она поможет вам как-то иначе взглянуть и на православные семьи, и на собственную жизнь. В этой книге – рассказы жен священников ведутся от первого лица, и в каждом свой жизненный опыт. Матушки остерегаются давать советы, но они охотно рассказывают о своих предках, и в этом пример, какой должна быть наша память, и связь поколений.

Эта книга – о семье
Спасибо автору Ксении Лученко – книга очень светлая и добрая, она разрушает стереотипы, которые сложились: мол, в семье батюшки и матушки все должно быть идеально. Ан нет! И в таких православных семьях бывают свои трудности, разногласия, разночтения. Но, оказывается, мноное можно перетерпеть, пережить, если близкий человек тебе дорог. Можно сказать, что эта книга – о семье, о вечных ценностях.

Чтобы зерно проросло
А закончить хочется словами матушки Ольги Ганабы: «Что составляет ценность жизни? В моей жизни и по сию пору ценность – это жизнь в Церкви. Есть прекрасный библейский образ: зерно, брошенное в землю. Чтобы оно проросло, оно должно умереть и только тогда даст новую жизнь. Если вы пытаетесь что-то законсервировать, оно жизни не даст. Надо дать расти тому семени, что заложено в нас. Именно так я расцениваю семейную жизнь – не как что-то, что ценно само по себе, а как направленное вовне… И я очень надеюсь, что все, что мне удалось сделать в жизни, хотя бы чуть-чуть послужит добру, молитвами и заботами моих родителей и прадедов. Аминь!».

Книгу «Матушки» читала Н. Дмитриева
Газета «Бабья радость», №6, 2016 год


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий