Новости Северодвинска и Архангельской области

А мне на север

13.02.2017
Изменить размер шрифта
Фото автора

Серебряное кольцо России
Лично для меня тоже открытием стало, что существует такое необычное кольцо, потому что о Золотом наслышаны и города Золотого кольца поближе, а тут… А что тут? В какой-то полусотне километров от меня начинается Вологодская область, вот оно и Серебряное кольцо. Но когда поступило предложение проехаться по Вологодской области, я о Серебряном кольце даже не подозревала. Согласилась потому, что Вологодчина – родина моя, там мои корни. Да и саму Вологду хотелось посмотреть, лет десять уже не бывала в этом прекрасном старинном городе. Ведь это только представить – основанный в 1147 году, самой Москве своей старинностью не уступает.
 Итак, едем! Комфортабельный автобус, водитель-земляк с сорокалетним стажем, пятьдесят два пассажира, почти все пенсионеры, вернее, пенсионерочки. Почему-то женщины более любознательны, чем мужчины. Или среди женщин больше людей одиноких, невольно стремящихся к общению? Не знаю, не берусь судить.

В Вологде нас встречает экскурсовод и ведет в Софийский собор, точнее, православный собор Софии Премудрости  Божией, который в 1568 году был основан царем Иваном Грозным. Согласно летописным свидетельствам, Иван Грозный повелел «соборную церковь Софийскую во имя Успения Пресвятой Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому». Но экскурсовод рассказывает и о том, как после великой милости и больших финансовых вливаний вдруг снизошла на собор немилость царя. Будто бы в один из приездов в Вологду он посетил собор, чтобы понаблюдать за тем, что сделано внутри, и в это время неожиданно на царя упал кирпич. Показывается даже место, где царь стоял. Улыбаюсь, но верю, как верю и тому, что разгневался царь, усмотрев в этом недобрый знак, покинул Вологду, а собор приказал разобрать. Чудом удалось умолить царя, но и потом собор семь лет стоял неосвещенный и только уже при Федоре Иоанновиче его стали достраивать, а потом и освятили.
Судьба почти человеческая, со взлетами и падениями, потому как пережил он еще не одну напасть, чего только стоит страшное польское нашествие 1612 года, выгорел тогда собор, но опять был возрожден вологжанами и повторно освящен.

Жаль, что сейчас это всего лишь музей, хоть и является архитектурным памятником федерального значения, а истинное предназначение утрачено давно. Правда, с некоторых пор в соборе в большие церковные праздники проводятся службы, а в 2007 году в нем даже совершил торжественную литургию Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй.
Счастье собора в том, что такое грандиозное сооружение не постигла участь тысяч и тысяч других, уничтоженных в страшное безбожное время. 
Конечно, наше внимание в первую очередь привлек старинный иконостас, теперь редко где такой встретишь, чаще – сверкающие золотом новоделы, а тут… Дух захватило от мысли, сколько же людей молилось перед этими иконами, скольким страждущим подарили они свою благодать. Запрокидывая головы вверх, рассматриваем паникадила, одно из которых старинное. Конечно, всматриваемся в росписи, даже гордимся чуть-чуть тем, что в 1686—1688 году собор был расписан артелью наших ярославских иконописцев под руководством Дмитрия Григорьева. Особенно впечатляет композиция «Страшный суд», кажется, фрески такого размера Страшного суда больше мне нигде не встречалось.
Затем мы совершаем небольшую экскурсию по территории Кремля и отправляемся дальше.

Спасо-Прилуцкий Дмитриев монастырь
В этом году повсеместно проходят торжества, посвященные Сергию Радонежскому, поэтому в том, чтобы посетить монастырь, основанный его учеником святым Димитрием Прилуцким, есть какой-то особый смысл. Тем более что в монастыре хранятся мощи его основателя. Известно множество чудес, которые происходили у гроба святого. Экскурсовод говорит, что этот монастырь – один из самых древних и самых больших на Русском Севере, а основатель его святой Димитрий был игуменом Никольского монастыря в Переславле-Залесском. Опять прямая связь с нашим ярославским краем. Всем, кто интересуется историей, было также интересно узнать, что Димитрий Прилуцкий был крестным отцом у детей Дмитрия Донского. Вот назови своим внукам такую деталь, насколько ближе и понятнее станут им люди, которые жили в глубине веков.

 Судьба монастыря, как и многих, драматична. В годы Советской власти он был закрыт, и одно время в нем даже была устроена пересыльная тюрьма. Как еще больше можно было унизить святое место? Так думали власти, творившие это, а люди, волею судеб оказавшиеся в этих намоленных стенах, наверняка, думали иначе. Отрадно, что теперь это монастырь действующий, в нем живут монахи, регулярно ведутся богослужения и неслучайно, что все наши путешественники тут же отправились заказывать требы. И я не стала исключением, заказала годовой сорокоуст по моей маме, недавно покинувшей этот свет.
После подробной лекции, прочитанной экскурсоводом, мы отправляемся в трапезную на чаепитие, а затем снова в путь, еще дальше на север. Причем, погода к нам явно благоволила, уезжали, оставляя дома глубокие, необычные для октября сугробы, а Вологодчина встретила нас зелеными полями, голубым небом и не по-осеннему ярким солнцем, которое не только светило, но и грело. Вот тебе и Север!

Кирилло-Белозерский монастырь
Я спрашивала потом своих попутчиков, что их больше всего поразило в этом монастыре, и очень многие отвечали: мощь! Это правда. И сегодня, едва закрыв глаза, вижу эти стены-скалы и поражаюсь искусству древних строителей, не имевших той техники, которую имеем мы сейчас, но умевших строить на века. Во время экскурсии, правда, приходит небольшое разочарование от того, что эти могучие стены ни разу не видели врага, а осаду поляков выдержали те, менее мощные стены, которые скрыты за первыми. Но ведь выдержали же!
А начиналась история монастыря с пещеры, которую вырыл на берегу Сиверского озера последователь Сергия Радонежского монах Кирилл Белозерский.

О чудесах, происходивших в стенах монастыря, нам поведала экскурсовод. Запомнилось то, что именно здесь молились о даровании им наследника князь Василий III с княгиней Еленой Глинской и вымолили будущего царя Ивана Грозного, который впоследствии очень часто гостил в монастыре. О том, насколько был строг устав монастыря, гласит следующая легенда. Во время белых ночей проспал как-то царь завтрак. Когда попросил принести еду, келарь осмелился отказать царю, сказав: «Тебя мы боимся, а Бога боимся больше». Известно и то, что перед смертью Иван Грозный принял схиму, став пострижником Кирилло-Белозерского монастыря. 
Многие бояре и князья, попав в немилость, отправлялись сюда в заточение, одно имя патриарха Никона приводит в трепет от того, что вот мы, простые смертные, стоим на этой земле, ходим по ней, смотрим на это же небо и дышим этим же воздухом.

Бывал здесь и Петр Первый, но его пребывание стало поворотным в судьбе монастыря, государство получило выход в Балтику и роль северных путей для торговли стала уменьшаться, а следовательно, уменьшилось и внимание властей, а указ Екатерины Второй лишил монастырь крестьян и угодий. Еще позднее из монастырской слободы был образован город Кириллов.
Последнее потрясение я испытала, когда мы уже покидали монастырь, взгляд случайно упал под ноги, и я невольно отпрянула в сторону – мы шагали по надгробным плитам, которыми была выстлана дорога.
Обратную дорогу больше молчали. И причина была не в усталости, наоборот, душа словно просветлилась, просто хотелось снова и снова возвращаться памятью в эти благословенные места, где застыла в камне сама история.

Валентина Гусева
Газета «Пенсионерочка», №1, 2015 год


         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий