Новости Северодвинска и Архангельской области

Живая искорка импровизаций

03.12.2017
Изменить размер шрифта
Владимир Кремер. Человеком, источающим праздник, он был на сцене... Фото из архива Олега Химаныча

Верный друг – это дар, который даётся не каждому.

Эту истину и всё случившееся осознаёшь особенно остро сейчас, когда от нас ушёл Володя Кремер. Да, он долго и тяжело болел, но всё равно ушёл неожиданно. Многих  весть о его кончине просто оглушила, и я не исключение. Может быть, поэтому мои воспоминания иным покажутся отрывочными, даже случайными, но, поверьте, все они с добром и яркие.

Мне кажется, наша дружба изначально была предопределена - в том смысле, что мы, почти одновременно вовлечённые в творческую жизнь Северодвинска, не могли не встретиться. Потому и встретились в самом конце семидесятых. Он играл в популярном у северодвинской молодёжи ансамбле «Биармы», я заведовал отделом фельетонов «Северного рабочего» и ещё вынашивал идею праздников юмора и смеха «Северное смеяние» - самых северных в стране юморин…

Само знакомство наше было мимолётным - на репетициях и представлениях пародийной рок-оперы «Переучёт». Мы только познакомились, а вскоре Володя года на три исчез в гастрольных турах ВИА «Поморы» областной филармонии и объявился снова в концертных кулисах уже новой рок-оперы, но столь же шутейной - «По улицам гуся водили». А уж потом юморины - каждый год, все до одной, без пропусков!

В восьмидесятых – начале девяностых было ещё и творческое кинообъединение «Чайка». Вспоминаю фильмы, где Володя у меня снимался: «Колесо», «Ресторан», «Дачи», «Маршрут 133», «Уик-энд», «Ледовое побоище», «Утро квартиры №6»… Небольшие роли – «короткометражные», как и сами картины, но ведь ни к одной из них он не позволил себе отнестись небрежно, ни на одну не посмотрел свысока…

Начало его биографии: мальчишка с острова Ягры, по окончании школы - ГПТУ-28. Первые музыкальные азы, ноты и гаммы – тоже на Яграх, в оркестре Александра Иванова. На «Звёздочке» он работал сварщиком – бывал и на палубах, и в отсеках атомохода «Ленин». Служить его призвали во флот, а там оркестр Беломорской ВМБ под началом легендарного Владимира Морозова с его крепкой школой. Уже на «гражданке» Володя окончил музыкальное училище и режиссёрское отделение архангельского культпросвета. А до архангельского, кстати, был и другой культпросвет, всесоюзный и практический, – архангельская филармония, работа с коллективами Николая Гнатюка, Валентины Толкуновой…

Музыкант Володя Кремер играл на всём, из чего было возможно извлечь звук: на ударных, фортепьяно, духовых… На последней, девятнадцатой юморине явился в составе «ансамбля коммунальной квартиры №6» с… бас-балалайкой. И, признаться, совсем недурно сыграл на струнах этого внушительного музыкального сооружения!

Он хорошо знал и по-настоящему любил джаз. Этим даром, замечу, обладает не каждый. Однако сейчас даже не о музыкальных пристрастиях Володи, а о том, что импровизация с комфортом бытовала во всём его творчестве. Между прочим, все наши «Северные смеяния» по большому счёту рождались именно как коллективная импровизация. Скажем, работа над сценарием обычно начиналась с того, что я задавал ему тему, - точно так же, как делал установки на экранную роль: два-три определения, как пара музыкальных фраз, и дальше он уже сам - искал, пробовал тот или иной вариант, внимательно слушал мои «за» и «против», возвращался, чтобы придумывать и проигрывать снова…

Он и рассказчиком был удивительным благодаря тому же умению импровизировать. Людей, знающих тысячу и один анекдот, миллион смешных и забавных историй, в жизни я встречал часто, но рассказать так, как умел Володя Кремер, дано не каждому - это были театральные сценки, сыгранные им одним во всех лицах, с интонациями, жестикуляцией и мимикой каждого персонажа.

Уже в девяностых, после кино, нас объединило видео. В те годы им многие буквально заболели, напокупали камер и стали снимать в меру своих способностей и представлений, как правило - бездарно… Володя каноны съёмки и монтажа освоил быстро и работал с материалом достаточно грамотно. Больше того, он в числе первых в Северодвинске вышел на телеэкран с полноценными тематическими программами - «Здравия желаю» и «Песочница»… «Песочница» появилась для детей и взрослых, с лёгким, скорее развлекательным акцентом. Другое дело – «Здравия желаю», достаточно публицистичная программа, которую, к слову, ценил и помогал делать вице-адмирал Николай Пахомов,  тогдашний командир Беломорской ВМБ. Помню, для одного из выпусков мы монтировали сюжет: ельцинский министр иностранных дел Андрей Козырев в Североморске. Один кадр и сейчас в подробностях вижу: палуба авианосца, морозец, хлёсткий ветер с моря, перед министром навытяжку, грудь колесом, руки по швам – североморцы. А Козырев (скажем как есть), нынче сбежавший в США, ручки свои в карманах пальто спрятал… Там, на палубе корабля, работала целая стая операторов. А увидел и снял наглого и самодовольного Козырева только Володя Кремер. Сработало чутьё профессионала! Сегодня за такой символичный кадр режиссёры многое отдали бы…

И всё же большинству зрителей он запомнился как одарённый организатор и ведущий концертных программ. Порой он в шутку замечал, мол, даже его именная аббревиатура - Кремер Владимир Наумович - читается как КВН. Но человеком, источающим праздник, он, как правило, был на сцене. Я знавал и другого Володю Кремера: озабоченного, иногда даже в расстройстве, и порядком уставшего. Но это лишь за кулисами! У него было много работы, мне казалось, порой он брался даже за неподъёмные проекты. И время, время, время, которого было в обрез! Даже не знаю, как он всё успевал.

В моём архиве много фото с Володей. Правда, на них преобладают концерты, шоу, музыкальные или сценические действа, репетиции, киносъёмки… Впрочем, есть снимки иной тематики: Володя - вратарь хоккейного «Беломорца» (и как не страшно ему было?!), наше совместное плавание на яхте «Лира»… А вот Володя держит на руках моего маленького Ярослава, который в ту пору именовал его по-своему - «дядя Вова Кэмел»…

Володя любил детей, и они тянулись к нему. Конкурсы «Очаровашка» и «Ягринские воробушки», придуманные Володей Кремером на пару с Натальей Трубачёвой, в своё время стали явлением в культурной жизни Северодвинска. И зрители, и сами ведущие этих праздников, образно говоря, купались в чистой детской ауре.

- Все дети и каждый изначально талантлив, - убеждённо говорил он мне. - Просто надо поймать искорку интереса в их глазах…  
 
Он любил свою семью, своих девчонок – супругу Лену и трёх дочек. Позже его любви и мудрости хватило и на зятьёв, и на внуков. Володя любил жизнь и жить старался полнокровно. И у него это здорово получалось. Хотя чего это ему стоило, могу только догадываться...

Последний пост Володи, который он оставил на своей странице в соцсети «ВКонтакте»: «Самый лучший день – день, проведённый с любимым человеком».

Олег ХИМАНЫЧ
Фото

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий