Новости Северодвинска и Архангельской области

В роли юбиляра Сергей Черноглазов

22.07.2017
Изменить размер шрифта
Летом в театре было бы тихо, если бы не ремонт. Артисты в отпусках. Извиняюсь перед Сергеем Юрьевичем, что в редкого тепла день вытащили его с дачи в гримёрку. Хотелось, чтобы обстановка соответствовала. А она ни в какую: за дверью с именами заслуженного артиста России Черноглазова и его коллег пустые столы с обычными настольными лампами и стопка ретро-зеркал со сложенными створками. «Эти старые - самые удобные». - «А стены почему голые, ни афиш, ни фото?» - «Не люблю. Вот то, что девчонки мне сделали, нравится», - говорит Сергей Юрьевич про скромной раскраски коллаж на стене. Там актрисы в костюмах его ролей, не жалея своей красоты, гримасничают. «Они думали, что у меня какой-то праздник, но ошиблись». Просто поспешили девчонки. Праздники у Сергея Черноглазова летом. Три: 70-й день рождения, 30 лет работы в Северодвинском театре и где-то рядом – 50-летие работы в театре вообще.

…Удовольствие от этой встречи я получила дважды: слушая Сергея Юрьевича и потом - диктофонную запись. Такой голос, такие интонации… Мешали лишь мои вопросы - в журналистском деле бывают только премьеры, к сожалению.
- Сергей Юрьевич, на обывательский взгляд, ваша профессия хороша тем, что отпуск всегда летом. Но плохо, что в Новый год работать надо.
- Всегда надо. И все субботы, воскресенья рабочие дни.

- Тогда ваш вариант – когда жена актриса - лучший для семейной жизни?
- Как сказать. У не актрисы было бы время обеды готовить.
Сергей Юрьевич и заслуженная артистка России Галина Ивановна Лишица вместе почти четверть века. И ещё немного о самом личном: у Черноглазова от предыдущего брака две дочери, художница и актриса.

Сначала был зоопарк
- Сергей Юрьевич, я к вам пришла, не подготовившись. Это непрофессионально, но интересно. Так что про вас почти ничего не знаю, кроме того что видела на сцене, за что готова сказать «Браво».
- Родился в Ленинграде в 1947 году, там и вырос. Папу после строительного института послали на Дальний Восток, где училась мама. Блокады семья избежала, мой старший брат родился в августе сорок первого на Байкале. Папа не воевал, раз семь его забирали в армию и тут же возвращали, потому что были важные стройки. Мама осталась домохозяйкой с незаконченным высшим образованием.

- Питерский мальчик из интеллигентной семьи…
- Можно и так сказать.

- Я к тому, что вряд ли родители в эпоху физиков желали сыну актерской судьбы.
- К счастью, они не давили на нас с братом. Мы выбрали, что взбрело в голову.

- Что взбрело брату?
- Он, Владимир Черноглазов, художник-анималист, штук 20 детских книжек оформил. А сначала работал художником в зоопарке. 

- А вы как актёром стали?
- Это очень просто. Самым близким к моему дому, до которого десять минут ходу, был Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии.

- Но сначала школа, кружки, самодеятельность?
- Знаете, как… Что-то в жизни должно произойти случайно. Я мечтал стать кинооператором, занимался фотографией. Даже после школы год работал в ленинградском зоопарке фотографом – брат соблазнил.

- Здорово!
- Жуть работа. Умирает, предположим, муравьед. Учёные проводят вскрытие, и это всё надо заснять.

- А я подумала — мордашки забавные щелкать.
- И мордашки тоже. И рекламу делал, и в клетках с обезьянами сидел, и рождение жирафёнка фиксировал.

- В чем же актерский случай?
- К самодеятельности я в школе скептически относился: не для мужчин это. Но, как обычно, мальчиков в таких занятиях не хватает, сунули меня в драмкружок. Его руководитель, пожилой артист ТЮЗа, ставил с нами «Бориса Годунова».

- Смело. 
- Я играл Шуйского. И вот идёт спектакль. Вдруг замечаю что-то странное: произношу слова и со стороны себя слышу. И не только себя - слышу зрителя, понимая, что между нами есть контакт. И что они меня понимают, слушая этот голос, который звучит чёрт-те знает где. Это очень заинтересовало.

- Провидение.
- Не знаю, но что-то другое, кроме «хочу быть артистом, потому что ему все хлопают». Дело в том, что я испытал ощущение, которое никогда до этого не испытывал.

- А после этого – часто?
- Редко, но бывает. Вот почему я полез в этот институт.

- Дальше я немного знаю, вашими мастерами были народный артист Василий Меркурьев и его жена Ирина Мейерхольд. Какие имена!
- Когда поступил, даже не представлял к кому. Неделя учёбы прошла, пока до меня не докатилось, что это действительно дочь великого режиссёра.

- Часто получалось общаться?
- Пять дней в неделю, несомненно. Потому что основное, чему в театральных вузах учат, - актёрское мастерство, которому всё равно не научишься, пока не придёшь в театр.

- О судьбе Всеволода Мейерхольда в шестидесятых вряд ли студенты знали.
- Кое-что знали. Ирина Всеволодовна, напуганная всей своей жизнью, немного об этом разговаривала. Однако очень хотела, чтобы мы её спрашивали. Но мы-то - дураки молодые, нам не до того, нам бы погулять.

- Такая история была рядом…
- Мы, конечно, с ней разговаривали. Ирина Всеволодовна просила меня делать копии старых фотографий. Они и у меня остались, где-то в питерской квартире лежат.


«И это так осточертело»

- После института нас, 22 человека, взяли в новый Волгоградский ТЮЗ. В 1969-м приехали туда, а театр открылся в следующем году.

- Только в СССР такое могло быть.
- Директор театра специально приехал в Ленинград набирать выпускников: «Давайте, ребята, скорее, скорее». Купил всем билеты на самолёт. Встречают нас в Волгограде с цветами и журналистами. Сажают в автобус: вот гостиница - здесь будете жить, вот театр ещё без крыши, вот пляж, базар, зарплату будете получать здесь… В марте 1970 года первый спектакль - «Конёк-Горбунок».

- И вы там…
- И я там народ. А дальше - у ленинградцев мечта известная. К лету из двадцати двух осталось трое. И я уехал, в Казанский ТЮЗ.

- Почему не домой?
- Когда приезжаешь в Питер, это означает, что ты должен на себе поставить крест и изо всех сил пробиваться. А шансов – один на миллион. Из институтских товарищей, кто остался в Ленинграде, актёров – раз, два, три. Все остальные или далеко работают нормально, или прозябают в Питере.

- Плотность шансов на периферии, конечно, гораздо выше.
- Молодой артист хочет найти своего режиссёра, которому поверит, который поверит в него. Это чаще иллюзия, сбывается редко. И не всегда это необходимо. В Казани мне попался хороший режиссёр Олег Владимирович Сидорин, с которым мы вместе четырнадцать лет переезжали из театра в театр.

- Как военные.
- Не скажу, что он был жутким диссидентом, но по советским временам - человеком со своими взглядами. Чем это заканчивалось? Проходит год-два работы, и начинаются трения с горкомом партии. Вот, например, к какому-то юбилею берём пьесу Погодина «Третья патетическая». У меня роль Ленина. А пьеса такая… махровая, надо что-то делать. И Сидорин вставляет в неё несколько кусков, точнейших цитат из ленинских работ. Нас вызывает горком. «Это что такое?» - «Это Ленин». - «Нет, так нельзя».

- Неужели ослушались?
- Режиссёр мне говорит: «Ты молодой артист, тебе можно волноваться. В первом спектакле один вырезанный кусок играешь, другой нет. Если спросят, говоришь: «Товарищи, я так волновался…» На следующем спектакле уже другой кусок вставляешь». Так я и делал, и никто не дёрнулся.

- Значит, в непогрешимость Ильича вы уже не верили, играя светлый образ?
- Я тогда очень много первоисточников почитал… С Сидориным мы четыре города объехали вместе. Четырнадцать лет исполнял мечту работать с любимым режиссёром. 
Но, кроме полученного удовольствия, это так осточертело. В Северодвинск попал совершенно случайно. На московской бирже сказали: там хороший театр, поезжай. Думал, ненадолго.


В чём смысл Деда Мороза

- В списке ваших работ, в Интернете его нашла, 85 ролей. И это только с 1987 по 2014 год.
- Не считал, некоторые считают, собирают программки, а я как-то нет.

- Первая роль в этом списке - Дед Мороз.
- Она вообще самая любимая. И самая сложная.

- Потому что близко к зрителям, а они - дети?
- Потому что, если ты настоящий Дед Мороз, надо успеть не только провещать слова, но и пройти по кругу и каждому из трёхсот этих малышей заглянуть в глаза. Вот тогда есть смысл.

- Везёт тем, у кого вы работаете волшебником.
- Прекрасно понимаю, что я уже надоел всем. Что надо менять наработанные приёмы.

- Но дети-то каждый раз новые. Или вы о взрослых?
- А оценки кто даёт? Перемены всегда должны быть. Нашему театру сейчас нужен главный режиссёр устали без этого. Но с другой стороны, придёт режиссёр и через два-три года мы начинаем выть: «Опять он!» Нужна ротация. Вот какое было счастье этой весной, когда проводили театральную лабораторию.

- Правда, счастье? И для вас, с таким опытом, кого взялась учить приезжая режиссёрская молодёжь?
- Это было очень интересно.

- Сразу вопрос от зрителей того удачного эксперимента: как за три дня можно было выучить кучу текста?
- С такого вот состояния мы и начинали, только что маты громко не раздавались. Ответ: можно.

- Почему в театре нет суфлёра?
- По нынешним временам не знать текст - стыдно.

- «Если что-то пошло не так, делай вид, что так и должно быть» - заповедь актёра. Хорошо, если не так пошла проза. А если «Горе от ума»?
- «Горе от ума» не знать вообще стыдно. И суфлёр не поможет, если ты не понимаешь, о чём речь. Что значит учить текст? Если ты хорошо разобрал пьесу, знаешь, что случилось, что из-за этого в тебе изменилось, тогда текст сам пойдёт. Вот меня сейчас спроси что-то из какого-нибудь спектакля — ни фига не помню. Выйду на сцену, начну и всё вспомню. 

- А если вышел и всё забыл?
- Был случай. Играем где-то на гастролях, и я забываю не то что слова — какой спектакль идёт, как меня в нём зовут.

- По костюму бы сориентировались.
- Современная была пьеса. И вот подходит ко мне мой товарищ и говорит: «Здравствуйте, такой-то. Вы, наверное, хотели меня спросить о том-то». Ну и так далее. 

- На одном из спектаклей лаборатории я видела, как вы зрителем радовались за коллег. А ревность? 
- Радость за коллегу не всегда бывает, но в таких вот вещах выясняется, что есть она, настоящая. Обычно мы этого стесняемся. Ревность тоже бывает, и зависть.

- Традиционное: любимая роль?
- Обычно говорят: последняя. Потому что она самая живая. Конечно, есть любимые. Король Георг из спектакля «Кин IV». «Скупой» по Мольеру…

- Вашего Гурова из «Дамы с собачкой» зрители вспоминают в солидном перечне удач.
- Это отдельная статья - Чехов, к которому иначе как к божеству относиться нельзя. Чехов и Гоголь. 


«Плакать должен зритель»

- Считаете, что в лицедействе есть что-то грешное?
- Нет, я, вообще-то, неверующий человек.

- Вам свой голос нравится?
- Нет. Хотя, если что-то получается, мне кажется, это неплохо звучит. В институте однажды мне предложили что-то сказать для радиогазеты. Попробовал – не могу, ни слова. 

- Зажим?
- Так с ним институт и окончил. А потом постепенно как-то прошло. Ух какой была у нас педагог по сценической речи - Ксения Владимировна Куракина. Ее сын - Илья Авербах, режиссёр... Но это неважно.

- Ничего себе, «неважно».
- Но я не об этом говорю. Приходит она, пожилая красивая женщина, на первое занятие и читает Брюсова, «Сонет к форме», который до сих пор помню. Потом ещё раз. И предлагает студенту: «Повтори». Он встаёт и повторят слово в слово. И следующий - тоже. «Вот так и надо читать», - говорит она. Это к тому, что никогда не считал себя особенным чтецом.

- Есть у вас любимые актеры?
- Олег Борисов, - ни секунды на раздумье. - Из актрис? Естественно, Марина Неёлова, но тут и личные дела примешиваются. Мы же учились с ней на одном курсе. Чем она меня поразила: когда только познакомились - обычная симпатичная девчонка. Но за годы учёбы она выросла над всеми нами на семь голов.
- Вы говорите: контакт со зрителем. А я читала, актёров учат, что сцену от зала должна отделять стена, для них глухая, прозрачная для зрителей.

- На мой взгляд, это ерунда. Мы врём, говоря: ах, я так сосредоточен, никого не вижу. Это значит, что ты сам в себе замыкаешься. Артисты часто любят на сцене поплакать. Это самое хреновое. Плакать должен зритель. Твоё дело заставить его это сделать. Театр - это не актёр и не отдельно зритель, это связь.

- Но в зале сидят такие разные люди.
- В том и смысл, чтобы объединить всех. Ради этого и работаешь.

- Сергей Юрьевич, как вам роль юбиляра?
- Никак. Вот в прошлом году была у меня очень красивая дата - 69. С какой стороны ни посмотри – всё одинаково.

И ещё о датах. В официальной биографии Сергея Юрьевича днём его рождения значится 23 июля. А на самом деле он родился 29-го. Так что можно поздравлять и поздравлять, что «Вечёрка» не без удовольствия делает.

Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА
Фото Владимира Ларионова

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий