Новости Северодвинска и Архангельской области

Успеть за 75 секунд. Как работает сегодня служба 112

08.09.2018
Изменить размер шрифта
О том, как работает служба единого экстренного номера, начальник центра обработки вызовов 112 Ольга Сотникова рассказала оперативным дежурным северодвинской аварийно-спасательной службы. Если коротко и деликатно сказать, не всё пока ещё хорошо в системе, которая призвана упростить и ускорить передачу информации о ЧП.

Ошиблись? Перезвонят три раза
Сегодня 112 работает при областной службе спасения, в опытной зоне, покрывающей Архангельск и часть Приморского района вокруг областного центра.

Задача диспетчеров - принять вызов, передать кому следует и дождаться их реакции.

На стадии приёма, сказала Ольга Владимировна, около 60 процентов звонков признаются ложными. Это тоже одна из задач – стать фильтром, избавить другие службы от пустой траты времени.

Так много ложных, потому что в их число входит не только хулиганство, его на самом деле мало. Но кто-то ошибочно позвонил, у кого-то кнопка вызова случайно сработала в кармане или сумке. Если звонок сброшен, диспетчер 112 обязан трижды попытаться дозвониться до абонента. В случае отклонения всех попыток звонок признаётся ложным.

Такое, чтобы человек в конце концов ответил и попросил о помощи, бывает, но крайне редко.
Чаще всего людям требуется медицинская помощь. Таких звонков в августе было 1300. На втором месте полиция – 400 сообщений. И восемь сообщений о пожарах.

Пока не загорится жёлтый
В идеале 112 – это организация вызова экстренных служб по принципу одного окна. В первую очередь в ситуациях, когда люди не знают, к кому обращаться. Так бывает при ДТП: куда в первую очередь звонить - в полицию или скорую, если есть пострадавший?

Вообще-то, старая система, которая продолжает действовать и в нашем городе, под такие ситуации заточена. Человеку достаточно набрать один из телефонов экстренной службы, и её дежурный сам сообщит информацию о случившемся тем, чья помощь тоже требуется.
Взаимодействие давно налажено и надёжно работает.

У диспетчеров 112 пять адресов рассылки сообщений: экстренные службы от 01 до 04, комитет по антитеррору ФСБ, Единая дежурно-диспетчерская служба, отвечающая за коммуналку, и Центр управления в кризисных ситуациях (спасателей в этой схеме почему-то нет). Все они работают в едином онлайн-пространстве. Диспетчер, принимая вызов, заполняет на компьютере карточку и отправляет по нужным адресам. Как только цвет карточки на экране монитора с красного меняется на жёлтый (на это отводится 30 секунд), работа диспетчера выполнена – нужные службы приняли вызов.

На обработку одного звонка сотруднику номера 112 отводится 75 секунд.

И китайца должны понять
Слабых мест у системы много. Кроме технических есть проблемы взаимодействия структур и пресловутого человеческого фактора.

Слабое место системы 112 – диспетчеры не могут ориентироваться в ситуации так же качественно, как специалисты профильных служб. Например, какую именно бригаду скорой помощи нужно посылать на вызов? Или какими силами полиции противостоять беззаконию: участкового или группы захвата? Поэтому профессионалы в некоторых случаях вынуждены тратить время на сбор дополнительной информации, перезванивая пострадавшим.

«Если заработает система в том виде, в каком она прописана в законодательстве, то это неплохо», - сказала Ольга Сотникова.

А пока не работают геопозиционирование – поиск человека по его гаджету, SMS-сообщения, интернет-портал. Система «Безопасный город» с суперчувствительными датчиками и интеллектуальными камерами, способными пьяного человека отличить от трезвого, тоже надежд и вложенных средств пока не оправдала.
Предстоит ещё решать и кадровые вопросы. Обязаны создать в системе 112 круглосуточную психологическую службу. И - службу лингвистической поддержки.

Согласно инструкции, она должна быть готовой к приёму сообщений на китайском, английском, немецком, французском и испанском языках. «Китайцов», сказала Ольга Владимировна, уже нашли.

По старинке всё же лучше
В Северодвинск эта система придёт скоро, возможно в следующем году. А пока единый номер для нас работает в старом режиме: житель города звонит по 112, диспетчер соединяет с нужной службой в Северодвинске или рекомендует самому туда позвонить.

Безусловно, это спасительная возможность, когда на мобильном телефоне нет денег (этот звонок бесплатный), когда в нём нет сим-карты, когда ваш телефон больше никого не ловит.

Но если со связью никаких проблем нет, лучше звонить по привычным номерам экстренных служб 01, 02, 03, 04 (с мобильного, соответственно, 101, 102, 103, 104). И по телефону спасателей 5-0000-1. Не придётся два раза повторять, что случилось. И помощь придёт быстрее. Правда, про трудности с 02 и областной специалист знает: «В Северодвинске до полиции не дозвониться. Чудо, если это получается».

Ольга ЛАРИОНОВА
Газета "Вечерний Северодвинск", 36-2018

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий