Новости Северодвинска и Архангельской области

Северодвинец Олег Мандрыкин представил в правительстве Архангельской области свой вариант решения проблемы обращения с ТБО

12.01.2019
Изменить размер шрифта
Свалку в Рикасихе можно не делать, для этого надо лишь наладить систему раздельного сбора мусора и включить уже имеющиеся предприятия по переработке в территориальную схему обращения с отходами, убеждён северодвинец Олег Мандрыкин. Он активный участник движения против создания мусорного полигона в болотах по соседству с дачами корабелов.

Оппоненты от власти часто упрекают активистов протестного движения, мол, только отвергаете, а что взамен? Предложений, звучащих на митингах, они как будто не слышат. Олег Мандрыкин, не раз предлагавший альтернативу свалке в Рикасихе, изложил свои идеи в письменном виде.
Олег Мандрыкин продумал такую схему обращения с ТКО, которая позволяет отказаться от строительства новых полигонов в регионе. Она включает подробный план внедрения раздельного сбора мусора.

Разработанный документ автор направил и в правительство Архангельской области, и региональному оператору. Он уверен, что нет необходимости в полигоне в Рикасихе, который рассчитан всего на 10 лет, если цель реформы - решить проблему мусора, а не просто дать региональному оператору заработать денег на перевозке отходов. Власти, считает Олег Мандрыкин, должны сосредоточиться на внедрении раздельного сбора отходов (РСО), причём всё должно быть организовано предельно просто и доступно. Вот вариант Олега Мандрыкина.

Простой мусор
Дома каждому из нас достаточно под мойкой иметь три разных ведра или пакета:
• для органических отходов (картофельные очистки, кожура банана и т.д.) - лучше биоразлагаемый пакет;
• для смешанного мусора;
• для всего, что можно отсортировать.

Далее человек должен подойти к помещению, которое построено недалеко от его дома, открыть своим ключом дверь и разложить мусор по контейнерам: органический и смешанный мусор - в предназначенные для такого вида отходов контейнеры, а мусор из третьего пакета следует отсортировать по спецконтейнерам для бумаги, пластика, металла, прозрачного стекла, зелёного стекла, коричневого стекла, картон - на специальную полку, а затем и сам пакет выбросить в контейнер для пластика.

При этом желательно ещё дома сполоснуть от органики бутылки, банки и пластиковые вещи. Так человеку и самому будет приятнее мусор сортировать, и для переработки это неоценимый плюс. Две минуты - и на полигон уже не поедет 60% мусора.

Сложный мусор
Сбор перегоревших лампочек, отработавших своё батареек, фенов и утюгов проще всего организовать в торговых центрах, где продаются такие товары. Для этого там достаточно установить соответствующие контейнеры.

Есть фирмы, которые уже сегодня, продавая новые холодильники, телевизоры, стиральные машины, принимают старую бытовую технику. Зачем? Элементарно - они на этом зарабатывают, отвозя эти сложные отходы переработчикам.

Старые автопокрышки логично было бы оставлять там, где водители приобретают новую резину.

Кстати, компания Nokia в этом году организует бесплатный вывоз старых покрышек с любых, даже несанкционированных, свалок. Надо только сфотографировать покрышки и прислать информацию. Для них это выгодно. Фирма построила большой завод по производству покрышек под Санкт-Петербургом, ведь Россия - это огромный рынок по продаже зимней резины. Завод нуждается в резине, а зачем покупать каучук в Бразилии, если его можно бесплатно взять в России? Получается, покрышки нам надо только собрать.

Утилизацию старого машинного масла можно доверить тем, кто продаёт новое. Так, удобно было бы канистру с отработанным маслом вместе с фильтром и прокладками отвозить на ближайшую АЗС или в магазин и оставлять в специальном контейнере.

Контейнеры для использованных шприцев, просроченных лекарств, старых термометров могут быть установлены в аптеках, считает Олег Мандрыкин.
Сбором лакокрасочных материалов могли бы заняться магазины, торгующие такой продукцией.

Делая ремонт, человек должен сложить строительный мусор в мешки и вызвать специализированную компанию за деньги. Или же он должен самостоятельно отвезти его на сортировочную станцию.

Такая система максимально удобна для населения. Мусор должен находиться только в закрытых помещениях и контейнерах, чтобы не было отвратительно убогих железных открытых ёмкостей, в которые сегодня попадают вода, снег и из которых мусор раздувает ветер, разносят птицы и бомжи.

Стимулировать рублём
Олег Мандрыкин предлагает установить разный тариф для домов, оборудованных площадками для раздельного сбора ТБО, и для домов, отказавшихся на общем собрании установить на своей территории помещения для раздельного сбора отходов. Для вторых тариф может быть, например, в 10 раз выше, чем для первых.

Жители домов в частном секторе также должны сортировать отходы на своей территории. Региональный оператор должен обнародовать график движения мусоровозов для вывоза каждой отдельной фракции из частного сектора, чтобы люди к определённому часу могли выкатить нужный контейнер из своего двора на улицу.

А для самого регионального оператора Олег Мандрыкин предлагает установить штраф миллион рублей за каждый случай сбора отсортированных населением фракций ТБО в один мусоровоз, чтобы неповадно было.

В двух шагах
Как организовать сбор мусора у дома? Ответ на этот вопрос в схеме Олега Мандрыкина тоже есть.

Во-первых, необходимо внести изменения в правила застройки города и обязать застройщика у каждого нового дома строить специальное закрытое помещение для закрытых пластиковых контейнеров, предусматривающих раздельный сбор отходов. Ключи от помещения должны быть только у жильцов. Сегодня в Северодвинске строится 36 новых домов. Если бы эта норма уже была предусмотрена, то мы в ближайшее время получили бы сразу 36 закрытых площадок.

Примеров таких помещений сегодня можно найти в Интернете огромное количество. Оно занимает площадь, сравнимую всего лишь с площадью одного парковочного места.

Около уже построенных домов можно установить типовые помещения. Надо предусмотреть окно (естественное освещение) и отверстия для естественной вентиляции.

В типовой блок для РСО, который должен быть установлен у каждого дома, занимающий площадь, приблизительно равную одному парковочному месту, свободно помещается 11 пластиковых выкатных контейнеров с крышкой — четыре штуки по 660 литров и семь — по 240 литров, что позволяет организовать РСО по девяти позициям и иметь два контейнера в резерве.

Надо сказать, что Олег Мандрыкин даже выяснил стоимость контейнеров для разных видов отходов, позвонив на предприятие-производитель. Правда, как выяснилось, заказы там сейчас принимают только на март - заводы по производству не успевают за выросшим спросом.

Стоимость блока вместе с контейнерами составит около 150 тысяч рублей. Сам контейнерный блок 6х2,4 м стоит 50000, бак на 660 литров — 9333 рубля, бак на 240 литров - 2532 рубля. Всего получается 93216 рублей, плюс расходов потребуют доставка, сборка и покраска. Кстати, как выяснил Олег Мандрыкин, контейнеры, которые стоят 9333 рубля, при заказе оптом обойдутся покупателю уже в 8300. Олег Анатольевич в своём документе даже указал адреса предприятий, которые занимаются производством и поставкой таких блоков и контейнеров.

Крупногабаритный мусор должен складироваться на специальных площадках, которые необходимо построить в каждом квартале. Кроме того, должна быть создана служба, которая будет заниматься вывозом крупногабаритного и строительного мусора по заявкам населения на платной основе.

И ещё одно звено - специализированные экоточки, где каждый житель мог бы отсортировать все виды ТКО, независимо от места проживания. Такие площадки можно оборудовать в местах скопления людей, скажем у торговых центров, на удобных площадках у дорог с хорошим подъездом. И это не какие-то несбыточные мечты, это существует уже сегодня в нашей стране. Так, в Гатчине (Ленинградская область) - городке с населением 95 тысяч человек уже есть такие экоточки, где можно отсортировать три вида стекла - зелёное, коричневое, прозрачное и пять видов пластика (у нас в стране пластик давно маркируется цифрами в треугольнике, чтобы людям было проще его сортировать).

Уличные урны и урны ТЦ должны быть рассчитаны на 4-7 видов отходов.
Непосредственно на сортировочной станции надо принимать все виды отходов от населения и предприятий.

В дачных кооперативах следует организовать сбор следующих видов отходов: пластик, бумага, картон, стекло, железо и смешанный мусор.
Мы живём в самой талантливой стране с очень одарёнными людьми, уверен Олег Мандрыкин, поэтому нам вполне по силам переход на раздельный сбор мусора. Через это можно и нужно пройти. И надо помнить, что нигде он не проходил гладко и безболезненно. Немецкие друзья Олега Анатольевича рассказывают, что в Германии нарушителей к порядку приучают штрафами. Для этого достаточно установки видеокамеры в помещении для сбора мусора.

Комплекс - на Окружной
Мусоросортировочный комплекс Олег Мандрыкин предлагает развивать на Окружной дороге рядом с ТЭЦ-2. Это идеальное место с точки зрения транспортной логистики, инженерных сетей, удалённости от города и близости к полигону. На этой территории уже действуют предприятия по сортировке и переработке мусора. Их необходимо лишь дооснастить и вывести на новый уровень. Преимуществ у этого участка сразу несколько: существует удобный подъезд для автотранспорта со всех частей города (из кварталов, из центральной части города, с Ягр); на границе участка располагается железнодорожная ветка; на территории есть собственная электроподстанция мощностью 620 кВт; на границе участка расположен газопровод; подведены центральная канализация и водопровод. На территории уже действует предприятие по сортировке и переработке ТБО, и оно готово интегрироваться в территориальную схему. На участке есть пустующий производственный цех площадью 2357 кв. м, оборудованный четырьмя кран-балками и всеми инженерными коммуникациями, готовый к монтажу линии сортировки, а также отдельно стоящий бытовой корпус площадью 794 кв. м, где располагаются офисные помещения, раздевалки, душевые, санузлы для персонала станции. Ещё один большой плюс - наличие рядом земли для дальнейшего расширения производства. Кроме того, от ближайшей жилой застройки участок удалён на 2,5 километра, а существующий полигон расположен через дорогу, на расстоянии 700 метров.

На линии сортировки мусор будет досортировываться и брикетироваться. Все полезные фракции можно отправлять железнодорожным и автомобильным транспортом на заводы по переработке в другие регионы.
Биоорганические отходы следует направлять на линию по биокомпостированию. Биоотходы после смешивания с древесным мусором и опилками загружаются в «тоннель» на две недели, куда подаются кислород и вода, а бактерии сделают всё остальное. Затем эта масса вывозится на открытые бетонированные площадки на 2-6 месяцев, где происходит созревание. После просеивания, добавки песка или опилок её упаковывают в мешки для продажи. Получается отличное органическое удобрение. На предприятии работает три человека.

Строительный мусор должен сортироваться, измельчаться, превращаясь во вторичный щебень, который пойдёт на отсыпку на полигоне.


Откуда деньги?

На создание инфраструктуры по РСО
Как мы помним, цена придомового блока — около 150 тысяч рублей. Для расчёта возьмём средний стоквартирный дом, где в каждой квартире в среднем проживает два жильца. При тарифе 150 рублей с человека каждый месяц дом будет платить за вывоз ТБО 30 000 рублей. Таким образом, окупаемость строительства придомового блока составляет всего пять месяцев. Чуть позже регоператор начнёт получать прибыль.

Как возможный вариант Олег Мандрыкин предлагает рассмотреть использование на эти цели средств, которые копятся на счетах каждого дома на текущий ремонт. Можно согласовать и запустить пилотный проект за счёт средств Фонда капитального ремонта. Также на эти цели можно использовать деньги программы «Комфортная городская среда».

Ещё одна возможность – использование средств от продажи полезных фракций, отсортированных населением. Так, в Петербурге, где у Олега Мандрыкина есть квартира, управляющая компания за год с 500 квартир только на сдаче картона заработала 500 000 рублей и отчиталась перед жильцами о дополнительных доходах.

Также на создание инфраструктуры по РСО можно использовать средства, которые губернатор пообещал целевым образом выделить на мусорную реформу (информация была озвучена СМИ).

Наверняка, считает Олег Мандрыкин, экономисты в состоянии найти и источники финансирования.

На рекультивацию старой свалки
На эти цели власти обещают федеральные деньги. Но есть и дополнительные источники на самих старых полигонах, считает Олег Анатольевич.

Рекультивация свалки — это процесс, который включает в себя засыпку существующего полигона по специальной схеме и высадку поверх растений; строительство вокруг полигона водосборных и водоочистных сооружений; бурение скважин для сбора и отвода образующегося газа (на 45% состоит из метана).

Примером для нас может служить судьба крупной свалки в пригороде Хельсинки. Финны её рекультивировали, построили одиннадцатикилометровый трубопровод до ближайшей ТЭЦ и там сжигают образующийся метан, получая при этом электроэнергию и тепло для города. По их данным, каждый час недра свалки выделяют столько метана, что его сжигание эквивалентно сжиганию 4000 литров бензина в час. В наших деньгах: 4000 л х 41 рубль = 164000 рублей в час или 
3936000 в сутки, 118 миллионов в месяц, 1,4 миллиарда рублей в год – стоимость бесплатного топлива. Финны считают проект успешным и самоокупившимся.

Свалки в Архангельске и Северодвинске меньше, чем в Хельсинки, наверное, меньше будет и газа, зато меньше нужно и средств на их рекультивацию. И нам не нужны одиннадцатикилометровые трубопроводы - до ТЭЦ-2 в Северодвинске всего 1,2 км, а в Архангельске - 4,4 км.
Олег Мандрыкин убеждён, что с учётом того, что стоимость материалов и рабочей силы в России меньше, чем в Финляндии, рекультивация старых свалок вполне может окупиться и приносить городам дополнительный доход, если внедрить систему сбора газа. Олег Анатольевич нашёл пример и на Украине, где при рекультивации мусорного полигона пошли тем же путём, что и в Финляндии.

Развенчание мифов
Власти нас кормят мифами, которые на самом деле не имеют никакого отношения к реальности, считает Олег Мандрыкин.

Миф 1. Нам всё время рассказывают, что Европа шла к такой хорошей системе РСО долгие десятилетия и нам её не догнать никогда.
Это не совсем так. Например, Финляндия начала приводить своё законодательство в соответствие с директивами ЕС с 1994 года, вошла в ЕС в 1995 году, на новую детальную систему обращения с отходами финны начали переходить в 1996-м. Результат за двадцать лет: всего 3% отходов отправляется на полигоны.

И между прочим, уж если кто и имеет в мире позитивную многолетнюю историю массового внедрения РСО, так это мы. У нас со времен СССР свой гигантский опыт раздельного сбора вторресурсов, возвратной тары, экологичной разлагаемой упаковки, многоразовых авосек, сбора биоорганических отходов для подсобных хозяйств. Половина населения нашего города сама раньше всё это делала, так что мы пройдём этот путь гораздо быстрее.

Например, в Мордовии в качестве регионального оператора выбрали немецкий концерн «Ремондис» (крупнейший в Европе оператор ТКО, работающий в тридцати странах), там уже с 1 января 2018 года внедрён раздельный сбор мусора даже во всех деревнях.

Всё новое - хорошо забытое старое. Именно по пути СССР сейчас идёт ЕС, внедряя возврат бутылок в магазины, бумажную упаковку и многоразовые сумки.

Миф 2. Наш народ не будет сортировать мусор.
По результатам всех социологических опросов по всем регионам страны, от 70 до 92% населения без всякой агитации готово сортировать мусор. Но для этого нет условий, некуда отнести картон и органику, пластик и стекло.

В стране построены 83 предприятия по переработке всех видов отходов. Они работают на 30-40% от своей мощности, так как им не хватает вторичного сырья, а нам вместо РСО и переработки предлагают строить новый полигон в Рикасихе.

Миф 3. У финнов высокие тарифы, поэтому у них так всё хорошо, мы не можем брать столько с населения.

Тариф на вывоз мусора у финнов, как и у нас, рассчитывается индивидуально, зависит от многих факторов: в доме или квартире живёт человек, далеко ли до сортировочной станции, от количества жильцов, от того, есть ли в доме яма для биокомпостирования, и т.д.

По данным финского журнала STOP IN FINLAND, в среднем в доме, где проживают четыре человека, плата составляет 15 евро, в месяц — 284 рубля с человека. А ведь у финнов топливо стоит дороже, так же как и машины, рабочая сила, выше налоги. У нас правительство области обсуждает тариф в диапазоне от 150 до 250 рублей с человека.

Миф 4. Нам нужно строить новые полигоны, тогда у области есть шанс получить федеральные деньги на рекультивацию старых свалок.
Это не так. Председатель комитета по экологии Государственной Думы, непосредственно отвечающий за мусорную реформу, говорит о том, что деньги на рекультивацию старых полигонов нужно давать тем регионам, где новые не появляются.

Миф 5. Нам нужно срочно запускать работу регионального оператора, тогда мы сможем убрать сотни несанкционированных свалок по всей области.

Это совершенно не так. Новый региональный оператор по закону не отвечает за старые свалки - ни за легальные, ни за нелегальные. Обязанность рекультивировать старые свалки лежит на местных властях. Более того, в тарифе, который будет платить население, не предусмотрены средства на рекультивацию старых полигонов. Ничто не мешает властям прямо сейчас заниматься уборкой или рекультивацией нелегальных свалок. Власти десятилетиями не занимались этим, с чего вдруг они начнут этим заниматься после начала работы регионального оператора? Губернатор и правительство региона используют этот тезис, чтобы кошмарить население и таким образом продавить скорейшее принятие решения по региональному оператору, территориальной схеме и строительству новых полигонов.

Миф 6. Изменения, внесённые в федеральное законодательство, дают возможность до 2023 года отсрочить принятие решения по строительству полигона в Рикасихе.

Трёхлетняя отсрочка на создание системы обращения с ТКО у нас была и раньше. Даже по существующей территориальной схеме обращения с ТКО предполагалось использование старых полигонов в Архангельске и Северодвинске в течение ещё трёх лет. Это тот срок, который власти намеревались использовать для реализации своего проекта в Рикасихе, вместо того чтобы создать грамотную систему обращения с отходами, включающую раздельный сбор.

Свой план по внедрению РСО Олег Мандрыкин считает абсолютно реалистичным. Он убеждён, что властям просто совершенно не хочется «заморачиваться», тем более что «деньги уже просчитаны». А региональному оператору совершенно невыгодно вкладывать деньги в развитие инфраструктуры, если можно просто ещё два года возить мусор на старые полигоны, с первого же месяца получать прибыль, а потом за наши же деньги построить полигон в Рикасихе, попросив тариф побольше, и дальше возить тот же несортированный мусор. А когда через десять лет, расчётный период эксплуатации, Рикасиха будет заполнена, регоператор сможет попросить у нового губернатора новое место: Тойнокурье, Зеленец, Заостровье… И нам снова будут доказывать, что другого пути нет.

Если же уже сегодня начать внедрять РСО, сделать схему удобной, лёгкой и простой, тогда ни через десять лет, ни через пятьдесят нам не придётся думать, где снова строить полигон.

Подготовила Оксана КОЗИЦЫНА
"Вечерний Северодвинск", 2-2019
Заголовок в газете: "Не хочешь свалку в Рикасихе – сортируй мусор!"

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий