Новости Северодвинска и Архангельской области

И шагнул в… ракетный контейнер

30.03.2019
Изменить размер шрифта
Иван Хлебородов в заводском музее в День моряка-подводника, 19 марта 2019 г. Фото Сергея Иевкова

На «Звёздочке»  трудилось немало корабелов, которые и после выхода на заслуженный отдых часто вспоминаются добрым словом. Это в полной мере относится к Ивану Александровичу Хлебородову, бывшему слесарю-монтажнику цеха 16.

На предприятие он поступил в январе 1963 года. Бывшего моряка-североморца с аттестатами тракториста-комбайнёра и слесаря пятого разряда (окончил училище механизации на Брянщине), а также моториста-подводника (учился в Краснознаменном учебном отряде подводного плавания им. С.М. Кирова в Ленинграде) с радостью приняли в цех 15. Слесарем-монтажником второго разряда. В отделе кадров пошутили, мол, подводные лодки, которые ему предстоит ремонтировать, это не сельхозтехника, тут надо набираться опыта. Хлебородов не обиделся, поскольку четыре года отдал флоту, служа на подводных лодках, последняя из которых – ДЭПЛ С-172 (заказ 903)  ремонтировалась на «Звёздочке». 

И надо же! Первые трудовые вахты ему пришлось нести именно на этой «эске», с которой в декабре 1962 года уходил в запас. Служба на С-172 в его памяти осталась на всю жизнь, «благодаря» чуть ли не трагическому случаю. В ноябре 1962 года, когда главный старшина Хлебородов считал последние дни до завершения флотской службы, на лодку загрузили новую аккумуляторную батарею, которую необходимо было подзарядить дизелями 37 Д. Шестнадцатого числа по указанию механика БЧ-5 к этой операции приступил старшина команды мотористов Иван Хлебородов. Близился режим полной зарядки аккумуляторной батареи. В 12 часов 20 минут, работая в среднем режиме,  дизель вдруг, как говорится, пошёл вразнос и превысил максимальные обороты. Не зная, что случилось, Иван перекрыл кран подачи топлива и разгрузил регулятор оборотов дизеля, штурвал запуска возвратил в нулевую отметку. Однако двигатель продолжал набирать скорость. Не раздумывая, Хлебородов отдал команду матросам покинуть отсек и стал искать причину случившегося, обратив внимание на нагнетательный масляный насос, который соединялся с двигателем дюритовым шлангом высокой прочности. Заглянул за двигатель, его тут же обожгло горячим маслом, которое шлейфом шло из лопнувшего шланга, устремляясь струями на  воздуходувку, продолжая его питать. Сняв рабочую куртку, Иван набросил её на насос. Подача масла на двигатель прекратилась, он погасил обороты и остановился. Благодаря смелым и грамотным действиям старшины команды мотористов Ивана Хлебородова авария в пятом отсеке была предотвращена, за что командир корабля наградил его ходовым флагом ВМФ, который он впоследствии передал заводскому музею «Звёздочки».

Отремонтированная ДЭПЛ С-172 окончательно была передана флоту в 1963 году. В её возвращение свой вклад сделал и Иван Хлебородов. 
В начале 70-х годов он перешёл работать на атомные подводные лодки. В 1971 году завод готовил к сдаче АПЛ К-172 (заказ 533), так называемую «раскладушку». В составе сдаточной команды вооруженцев был и Иван Хлебородов, к тому времени обладающий уже четвёртым разрядом по профессии. По стечению обстоятельств ему снова пришлось стать героем дня. Во время ходовых испытаний в Кандалакшском заливе при погружении лодки на глубину было обнаружено попадание забортной воды в ракетный контейнер №4, что недопустимо. Выяснить причину случившегося вызвался Хлебородов, доложив командиру корабля и ответственному сдатчику, что он бывший подводник. Они согласились. Лодка всплыла на поверхность залива. Вооружившись телефоном и переносной лампой, Иван шагнул в… ракетный контейнер. Лодка вновь стала опускаться на глубину. Хлебородов, исследуя пространство контейнера, через каждые десять метров докладывал в центральный  пост об увиденном. И только на сорок первом метре погружения К-172 на глубину заметил свищ – микротрещину в сливной трубе под контейнером, через которую и поступала вода в его кормовую выгородку.  После доклада командиру об обнаружении неисправности лодку вновь подняли из воды. Хлебородова из контейнера выпустили, заказ взял курс обратно на «Звёздочку» для  устранения дефекта в контейнере №4. Благодаря инициативе слесаря-монтажника Ивана Хлебородова лодка избежала непредвиденных обстоятельств и была сдана флоту на две недели раньше запланированного срока. С 1978 года Иван Александрович работал в цехе 16 в коллективе вооруженцев участка №5, продолжая показывать своё профессиональное мастерство. Он ещё трижды был в море на испытаниях других атомных подводных лодок.

Знали Хлебородова на предприятии и как активиста. С 1966 по 1968 год молодой рабочий возглавлял профсоюзную организацию самого большого подразделения предприятия – цеха 15. В 1967 году он принимал участие во Всесоюзном совещании судостроительной промышленности СССР в Ленинграде, проходившем под руководством министра Б.Е. Бутомы в технологическом институте. На этом карьера Хлебородова как профсоюзного лидера не закончилась: в 1980 году его избрали председателем цехкома цеха 16. Профсоюзной организацией элитного подразделения «Звёздочки» он руководил шесть лет, внеся большую лепту в развитие наставничества и огородничества среди тружеников цеха.

Трудолюбие и активная жизненная позиция слесаря-монтажника  Хлебородова не остались незамеченными. В его трудовой книжке десятки благодарственных записей, он обладатель нескольких медалей, а также знаков «Ударник 9-й пятилетки» и «За дальний поход» - флотской награды. 27 марта бывшему корабелу Хлебородову исполнилось 80 лет. С юбилеем, дорогой Иван Александрович!

Анатолий ПОПОВ
Газета "Вечерний Северодвинск", 13-2019

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий