Новости Северодвинска и Архангельской области

Эксперты из Северной Ирландии: Желаем Кенозерскому национальному парку стать гораздо известнее за рубежом

14.07.2017
Изменить размер шрифта
В середине июня ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» в рамках проекта «Дрейфующие вдали. Объединяя наше общее геологическое наследие» посетили североирландцы Никки Макгвайр и Эндрю Браттон. Представители Фонда национального наследия побережья Козвэй-Кост в Северной Ирландии (The Causeway Coast & Glens Heritage Trust) в компании панорамной видеокамеры побывали на территориях Онежского Поморья и Кенозерья. Мы встретились с ними в деревне Вершинино и расспросили о целях визита и тех чувствах, что вызвали у них местные пейзажи и жители.

Это ведь уже ваш второй визит в Кенозерский национальный парк…

Н.М.: Впервые мы побывали в Кенозерье примерно год назад. Провели 10 незабываемых дней с партнерами из всех стран проекта, познакомились с этой территорией, с тем, чем занимается Парк. В этом году мы вернулись для того, чтобы заснять ландшафт и архитектуру местных деревень.

Э.Б.: Когда я оказался здесь впервые, то понял, что эта земля, куда я хочу привезти свою семью, своих родителей, семью своего брата. Это то место, куда я хочу возвращаться снова и снова. Это удивительная территория.

Какова была цель вашего визита? Почему вы так долго – две недели -путешествовали по территории Парков?

Э.Б.: Мы приехали для съемок VR-видео чтобы дать возможность жителям других стран увидеть красоту здешних мест.

Н.М.: В рамках нашей работы мы снимаем подобные видео в 6 разных странах-партнерах международной инициативы «Дрейфующие вдали. Объединяя наше общее геологическое наследие» (оригинальное английское название - Drifting Apart. Reunating our common geological heritage). Видео, на котором можно будет рассмотреть подробности живой жизни деревень, будет добавлено в единую мультимедийную среду с исторической информацией и другими наглядными материалами.

В чем цель упомянутого вами проекта?

Э.Б.: Он призван открыть и изучить уникальное геологическое наследие 6 стран Арктического региона и Северной Периферии. Еще одна его задача - помочь охраняемым территориям получить статус глобального геопарка ЮНЕСКО. Инициатива реализуется в рамках программы ИНТЕРРЕГ при поддержке Европейского Союза.

Что за страны участвуют в данном начинании?

Н.М.: Это Канада, Норвегия, Исландия, Шотландия, Россия и еще 2 партнера в Северной Ирландии. Этот большой проект продолжается 4 года. Результатов от его реализации ожидается много - и на международном уровне, и на местных. В Кенозерье будут созданы ряд новых экспозиций. Одна уже готова - это ЭКОкласс в Визит-центре в деревне Вершинино. В деревне Морщихинская будет создан ГЕОкласс. Кроме того, это как раз VR-видео, методическая и консультационная помощь в организации туризма по геологическому профилю и многое-многое другое. Не менее важно и то, что в рамках проекта партнеры смогут обменяться опытом, получить новые знания и вдохновение.

То есть видео - это лишь одна небольшая его, скажем так, «виртуальная» часть. Но ранее подобные съемки с «прицелом» на геологическое наследие никем в мире не проводились.

Когда можно будет увидеть результаты вашей работы?

Э.Б.: Мы надеемся представить результаты нашей деятельности в октябре этого года, на встрече партнеров Проекта.

Расскажите, что значит термин «Геопарк»?

Э.Б.: Во всем мире известен такой термин, как «национальный парк». Подобные организации являются очень сильными игроками в поле природоохранной деятельности. «Геологический парк ЮНЕСКО» – это немного другое понятие. В России сейчас нет ни одной такой природной зоны. Данный вид парков известны своим геологическим наследием, которое имеет международное значение.

Геопарк – это устойчивое развитие на основе геологического наследия. Сюда входит работа с представителями местного бизнеса, деятельность по изучению и интерпретации наследия со взрослыми и детьми, работа с местными властями.

У ЮНЕСКО есть три категории значимых территорий. Самый высокий уровень - это Всемирное наследие. Кроме того, это биосферные резерваты, как, например, Кенозерский национальный парк и, наконец, геопарки – третья форма организации территории с прицелом на геологию.

А как можно в данном контексте раскрыть понятие «геологический»?

Э.Б.: Конечно, мы говорим не только о камнях и минералах. Мы имеем в виду геологический ландшафт – как он формировался, как повлиял на культуру и фольклор местных жителей. Например, в Северной Ирландии есть объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Дорога гигантов». Ему посвящена древняя легенда о том, как по мнению местных жителей, сформировался данный памятник природы. То есть, мы говорим и об «отношениях» людей с той местностью, где они проживают. Геологический в данном плане – это очень широкое понятие.

Значит, Кенозерский национальный парк имеет ценность и как биосферный резерват, и как геологический парк одновременно?

Э.Б.: Кенозерский национальный парк является кандидатом на вступление в ряды объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Местная практика, направленная на сохранение культурного наследия и поддержку местных жителей, получила высокую оценку во всем мире.

Онежское Поморье же, по нашему мнению, идеальный кандидат для вступления в глобальную сеть геопарков ЮНЕСКО. Пробыв там всего неделю, мы увидели уникальные образцы геологического наследия, замечательные местные сообщества. Онежское Поморье обладает серьезным потенциалом. Данная характеристика свидетельствует, что качество наследия и управления территории находится на очень высоком уровне.

Что вам удалось заснять в Кенозерье?

Э.Б.: Мы снимали памятники архитектуры, деревни, ландшафт. Это поможет увидеть Кенозерье не только местным жителям, но людям по всей России и за ее пределами.

А чем для вас так притягательна эта территория?

Э.Б.: Это довольно сложный вопрос. Здесь сохранилась уникальная среда – она очень подлинная, нетронутая, если можно так сказать.

Н.М.: В Кенозерье гармонично объединены люди, природа, традиции, архитектура. Здесь и есть Россия, настоящая, а не та, что демонстрируется по телевизору.

Э.Б.: Жители Западной Европы не так много знают о вашей стране. После нашего первого визита сюда, мы осознали, что у ирландцев очень много общего с жителями России. Больше чем даже с другими представителями западных стран.

Вы в ходе своего визита побывали и в «Онежском Поморье». Чем, по вашему мнению, отличаются между собой, казалось бы, такие близкие географически Кенозерье и побережье Белого моря?

Н.М.: Нам они показались совершенно разными. Если от Онежского Поморья ощущение, что это мир «на краю», то Кенозерье кажется очень закрытой территорией, в которой все деревни связаны между собой культурой, архитектурой и ландшафтом. В другом Парке же создается ощущение разобщенности деревень – отличаются люди, традиции, окружение.

Э.Б.: В Кенозерье каждый человек ощущается частью единого целого. Здесь прекрасно развита инфраструктура, видна работа национального парка в том числе и с местными жителями. В Онежском Поморье эта работа только начинается и нам показалось, что жители там отделены друг от друга, они пока не чувствуют себя частью единой территории. Мы уверены, что ситуация там скоро изменится в лучшую сторону.

Вы видели много геопарков, особо охраняемых природных территорий. Что вы думаете о работе Кенозерского национального парка?

Н.М.: Мы считаем, что коллектив национального парка проделал просто фантастическую работу. На самом деле, в мире не так много нацпарков, которые не фокусируются на каком-то одном направлении, а, как и Кенозерский парк, занимаются множеством направлений деятельности – сохранением историко-культурного наследия, научной и природоохранной деятельностью, работой с местным населением и так далее. Результаты этой работы видны невооруженным взглядом. Парк развивается в правильном направлении.

Э.Б.: В основном национальные парки «не про людей» – не для местных жителей. Населенные пункты и местные сообщества исключены из деятельности охраняемых территорий. Здесь же все не так. Администрация Кенозерского национального парка делает для людей гораздо больше, чем должна. Мы видели это и в «Онежском Поморье». Работа ведется и с населением, что не входит в границы Парка. Это несомненно впечатляет.

Вам хотелось бы снова посетить Кенозерский национальный парк?

Н.М.: Я уже мечтаю вернутся сюда не по работе, а как турист. Хочу увидеть больше озер, поглядеть на те церкви и часовни, что еще не удалось посетить, пообщаться с местными жителями. Просто отдохнуть. После моего предыдущего визита мои друзья в течении 12 месяцев не слышали от меня ничего, кроме рассказов о том, как замечательно в Кенозерье. Данная тема вызывает все больше интереса у моих родственников и знакомых. Я уверена, что обязательно еще сюда вернусь.

Э.Б.: Я тоже хочу не поработать здесь, а отдохнуть, особенно зимой.

Что вы бы хотели пожелать Кенозерью – его жителям, работникам, руководству?

Э.Б.: В Кенозерье все прекрасно. Мы, как иностранные гости, хотим, чтобы Кенозерский парк стал гораздо известнее за рубежом – он заслуживает мирового признания. Здесь есть все для увеличения количества туристов – замечательная инфраструктура и грамотные специалисты. Увеличение количества гостей хорошо скажется на уровне жизни местного населения – многие жители деревень вовлечены в туристическую деятельность.

Н.М.: Наш проект как раз поможет «прославиться» прекрасному Кенозерскому и «начинающему» парку «Онежское Поморье». Хочется пожелать вам стать еще более заметными на мировой арене.

Беседовали Александра Яковлева и Виталий Барашков
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий