Новости Северодвинска и Архангельской области

Дым в окошко и в трубу немножко

13.04.2012
Изменить размер шрифта
Зимой 1943 года некоторые воинские части Западного фронта по приказу верховных командиров перешли к обороне. Нашему 618 стрелковому полку отводилось место в районе города Ржева. Сюда я прибыл из госпиталя, определили меня в роту связи, где предстояло одолеть науку радиста, чтобы, уже после передышки, смог обеспечивать пехоту радиосвязью.
 
При знакомстве с радистами взвода особо выделялся сержант Максимов. Рослый сибиряк, с приятной улыбкой. Помимо внешних достоинств был он не в пример другим разговорчив, особенно с  новичками, кому рассказывал о  тяжелых боях, о коварстве врага. По должности он еще и опекал нас. Если шли на ужин, говорил о трех солдатских заповедях – не отставать от походной кухни, не ругаться с поваром и не терять ложку.

На другой день после знакомства сержант привел меня и еще одного новичка к полуразрушенной землянке. Вводная была короткой: доведете до ума, будете и в ней жить, спасаясь от холодов и ненастья. Сколько пробудем здесь, не знаю, на это будет команда. Приступайте к работе, помните строительную поговорку: «круглое катать, плоское таскать». Надейтесь на свою смекалку, все от вас зависит».

Строительные работы подходили к концу, медленно подвигалась только кладка печи. Кирпич приходилось таскать на себе за два километра из деревни, которую немцы сожгли при отступлении. Печные трубы остались не разрушенными почти в каждом доме, холодную глину и кирпич подогревали, иначе руки прилипали.
Сержант нас за сноровку похвалил, а еще и предупредил: «Закончите с печкой сразу не затапливайте. По обычаю следует ее сначала обмыть. Вечером выдадут по две наркомовские нормы – сберегите».

Мы головой покивали, да все по-своему сделали. Когда уже и  трубу из ржавых ведер наружу землянки вывели, опробовали сухими щепками. Горело пламя хорошо. Максимов по нашим радостным  лицам понял, что ослушались его наставления.. Ничего не сказав, вышел на улицу. Минут пятнадцать его не было, а у нас, как назло, от дыма не продохнуть. 

- У вас, как заправских печников: дым в избушку, в окошко и в трубу немножко. Предупреждал же, сначала надо обмыть.
Так сказал, а в печи тем временем пламя разгорелось и  дым - куда надо пошел. 

- Что я вам говорил! – смеялся  сержант.
Позже он признался, что закрывал трубу доской, чтоб, значит, мудростью народной не пренебрегали. А мы и не догадались.

Михаил Кочнев, участник ВОВ, кавалер ордена Славы

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий