Новости Северодвинска и Архангельской области

Дорога к «Архангельской клюкве»

12.04.2017
Изменить размер шрифта
Вот она – дорога к болоту Дикому

«Я был таким же скептиком…» - Николай Склепкович поминает мне, наверное, предыдущий осторожный материал о его бизнесе. Но сегодня на месте руководителя ягодного кооператива «Архангельская клюква» я бы заметнее радовалась. Повод большой - завершение строительства четырёхкилометровой дороги к болоту Дикому, которое собираются приручить под клюквенную плантацию.

Бегом по сугробам
Здесь раньше тропинка узенькая шла, теперь 20 метров в ширину просека по Шидрову бору и  грунтовка. Иномарки и отечественные «Лады» кооператоров проехали по ней без проблем. Так что Николай Владимирович оптимизмом должен дышать, а он весьма сдержанно рассказывает. Наверное, уже привык. Зато я радуюсь на полную катушку: по апрельскому лесу раньше ходила на лыжах, но чтобы по его снежной целине шагать, как по асфальту, и даже бежать, не проваливаясь в белый-белый снег, такого чуда ещё ни разу не испытывала.

Идти нам недалеко – меньше полукилометра от просторной технологической площадки, где в будущем будут грузить клюкву и отдыхать, а в настоящем лежит штабель древесины, по закону подлежащий сдаче Родине. «Как, кстати, у вас с разрешительными процедурами, с властью?» - интересуюсь у Склепковича. «Всё нормально, всё в рабочем режиме».

Здесь была Маня
- Лес и земля федеральные. Участок мы взяли в аренду на 15 лет – 3125 гектаров болота и озёр. Пайщиков на сегодня 250 человек. Строит дорогу бригада из Мезени, - отвечает Николай Владимирович на вопросы по пути.
Показывает карстовый провал, рассказывает, как разыскали мелиоратора, который лет 50 назад это болото осушал по программе партии и правительства. Нужно было узнать что-то про направление движения воды.

- Вы теперь будете оводнять?

- Баланс выравнивать. В Подмосковье уже столкнулись с результатом мелиорации – торфяники горят.

- Местные на стройку заходят? - интересуюсь я, подпрыгивая на сугробе - держит!

- А как же! Заходит медведица Маня с медвежонком. А вот это пример того, как местные относятся к природе.
Хороший пример на окраине будущей плантации – охотничий шалаш, а может и рыбачий, озёр вокруг море. Аккуратный уголок лесного быта, всяк приходящий может использовать его запасы, но и своё что-нибудь должен оставить, если, конечно, сам не терпит бедствия.

Рядом горит костёр для выездного собрания пайщиков-клюквоводов и потенциальных инвесторов. Их различить можно, не спрашивая. Первые радостнее – сегодня воскресенье, утро чудесное, солнце и морозец, работа идёт по плану в бизнесе, в который они уже вложились в объёме от 50 квадратных метров и больше. А вторым ещё подумать надо, посмотреть, решиться.

«Верю в северное золото»
Прошу отвлечься от работы главного лесоруба-строителя. У Олега шесть человек в бригаде, все мезенские. Сам молод – 27 лет, хорош собой. Женат. Поэтому, если выходные, – домой.

- А так здесь связь отлично работает. В бытовке компьютер есть, Интернет, правда ненадёжный.
Про работу говорит хорошо: есть она, и платят исправно, теперь день длинный – больше можно сделать.

- В успех ягодного бизнеса верите?

- Конечно. Клюква - это же золото нашего Севера.

Сам он тоже в будущий урожай вложился.

А дальше…
- Я стою на будущем чеке. Через 25 метров – следующий. Вот так пройдёт водоотводящий канал, здесь – водоподающий, - Склепкович чертит палкой по снегу будущее.

Чеком называется 250 на 40 метров клюквенной грядки, это с рисоводства пошло. Создание одного чека, вместе с посадкой, стоит два миллиона рублей.

- А как клюкву сажают? – никак не могу представить процесс лесосельскохозяйственной деятельности.
- Можно руками или советской капустосажалкой.

Первую партию саженцев-двухлеток - 50 тысяч штук - уже готовят к дороге в костромском питомнике. В июне их доставят на архангельскую плантацию. На этом открытая информация заканчивается. Процесс выращивания саженцев на Диком готовят к патентованию. Николай Владимирович объясняет: 

- Современные технологии позволяют в разы ускорить процесс выращивания сортового посадочного материала. В Архангельской области это применяется пока только на картофеле.

И отвечает на вопросы кооператоров: первый урожай планируют получить в 2021 году. Кормится клюква за счёт гриба-паразита, он живёт на её корнях и расщепляет полезные вещества торфа, который сам по себе удобрение. Лесная ягода боится инфекции, поэтому вход на плантацию потом, после снега, только в бахилах. Постоянных работников на ней будет пятеро: четыре человека и лошадь, которая экологичнее самых лёгких моторов. Народ уже просится сюда в работники, выбирая тишину и уединение и наверняка не представляя, как это трактором ягоду собирать на болоте. Увидеть промышленный сбор можно пока только на фотографиях из США, Канады или на сайте «Архангельской клюквы» arhklukva.ru, где много другой подробной информации.

- Обычно все спрашивают, куда клюкву девать будете? – не дождавшись главного вопроса, поднимает его Склепкович. – На технологической площадке поставим морозильные камеры, ягоду хранить будем в замороженном виде. Расфасовать её в упаковку по 300 граммов труда не составит. А дальше смотрите Интернет, сколько стоит свежезамороженная клюква в малой упаковке…

Об этом, даже переполнившись оптимизмом, ещё рано говорить. А вот о смежной отрасли сельского хозяйства сообщить стоит. К сотрудничеству приглашаются пчеловоды. На каждый чек по пять ульев можно поставить. И будет вам, труженики сладкого производства, небывалый клюквенный мёд. Должен быть.

Ольга ЛАРИОНОВА
Фото Владимира Ларионова 
Фото

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий