Новости Северодвинска и Архангельской области

Братья по крови

30.07.2017
Изменить размер шрифта
В июне нынешнего года коллектив ЦМСЧ №58 отметил свой 75-летний юбилей. Эта знаменательная дата побудила меня поделиться некоторыми воспоминаниям и рассказом о спасении моей жизни замечательными людьми, ставшими по судьбе братьями по крови.

Высоцкий и… 
Северодвинск
Cвоим появлением в Северодвинске навсегда останусь обязан народному поэту, певцу и артисту Владимиру Высоцкому. А случилось это так. Ещё будучи студентом Архангельского мединститута я, как и большинство сокурсников, никакого представления о Северодвинске не имел. На тот момент только отдельным выпускникам из числа отличников предлагалось работать в медсанотделе №58 III-го Главного управления при Минздраве СССР.

Итак, год 1969-й, я - счастливый обладатель билета на концерт Высоцкого в архангельском Доме офицеров. Знакомый студент с параллельного курса стоматологического факультета Фима Хайнер, подрабатывавший в ДОФе светооформителем, сделал мне полную запись концерта любимого певца. День и ночь из окна нашей комнаты в общежитии разносились песни популярного барда. Как-то раз к нам постучался гость из Северодвинска. Он хотел послушать магнитофонную запись Высоцкого. Представился рентгенологом. После короткого общения поняли, что его специальность не имеет ничего общего с врачебной. Просто он работал на предприятии «Звёздочка» дефектоскопистом рентгеногаммаграфирования. Гость и пригласил нас в таинственный Северодвинск, куда мы попали лишь через два месяца.

Посещение красивого и необыкновенно чистого города оставило неизгладимое впечатление. Желание жить и работать в Северодвинске сохранилось и после окончания института. Однако оно было отложено на два года из-за призыва в армию. Отслужив в организации «Севвоенморстрой» на Кольском полуострове, я получил дополнительную подготовку по терапии и дерматовенерологии в базовом госпитале Гремихи. По окончании службы мне дали направление для трудоустройства в северодвинский горздравотдел. Это и позволило в 1973 году получить пропуск в заветный и закрытый тогда город.

Мои университеты
Попытка трудоустроиться в Северодвинский кожвендиспансер потерпела фиаско: главный врач оказался в отпуске. И тогда мне посоветовали обратиться в медсанотдел №58 (МСО).

В управлении МСО, размещённом в старом здании больницы на Архангельском шоссе, 70, я был очень тепло встречен в отделе кадров совершенно замечательным работником и женщиной Лидией Ефимовной Карельской. Там же познакомился и с начальником МСЧ №1 Василием Ивановичем Кулебакиным. Руководителем учреждения на ту пору был легендарный Михаил Семёнович Долгих.

Моим первым наставником по терапии в больнице медсан­отдела №58 стала заведующая отделением Дина Григорьевна Кучерявая. Неоценимую помощь как молодому врачу оказали и врачи-ординаторы, терапевты отделения Лидия Архиповна Завольная, Фаина Григорьевна Кузнецова, Елена Андреевна Клещинова и нефролог Александр Александрович Бурлаков.
На тот момент в терапевтическом отделении стационара было развернуто девяносто коек и три поста дежурных медсестёр. Уже через два месяца меня провели по должности участкового врача-терапевта. Заведующая терапевтическим отделением №1 поликлиники Нина Васильевна Трубина стала моим главным наставником. В повседневной врачебной деятельности мне также помогали коллеги по работе Надежда Николаевна Казнина, Тамара Николаевна Антраповская, Светлана Михайловна Ившина, Анатолий Александрович Невзоров, Светлана Георгиевна Чеченина, Мария Ивановна Трондина и многие другие опытные врачи.


Между жизнью и …
Казалось бы, что всё у меня складывалось в те годы как нельзя лучше. Но и любимая работа, и семья, мои друзья и планы на будущее - всё полетело в тартарары. Причём в один день, 17 марта 1979 года.

В тот вечер, а была пятница, я вёл амбулаторный приём, когда позвонила коллега. В силу семейных обстоятельств она попросила заменить её как врача на маршруте лыжного поезда «Снежинка», отправляющегося на следующий день, в субботу, к месту отдыха горожан. Я не смог отказать.

Утром субботы, не зная, что расписание пригородных поездов изменилось, я неспешно отправился с лыжами на вокзал. Ступив на перрон, вдруг увидел набирающую скорость «Снежинку». Пытаясь на ходу впрыгнуть в открытую дверь вагона, ухватился вместо поручня за ручку дверцы и, не удержавшись, сорвался на рельсы...

Состав протащил меня до конца перрона. Помню, как, истошно крича: «Остановите поезд!», пытался держаться рукой за ступень подножки. Подтянув правую ногу, я все же сумел оттолкнуться от рельса, но освободить левую не смог. В состоянии травматического шока помню, как лежал потом у железнодорожного полотна. Как рыдала женщина, которую обогнал по дороге на поезд. А ещё как просил дать жгут, пытаясь расстегнуть пояс. Дальше темнота и беспамятство.
О моей травме и массивной кровопотере молниеносно сообщили на работу.
И медик медика спасая

Неоценимую помощь в моём возвращении к жизни в решающий час оказала врач-трансфузиолог больницы ЦМСЧ Тамара Александровна Шаратинова. Это она, увидев меня, бледного и глотающего воздух как рыба, настояла на немедленном восполнении объёма потерянной крови. Она же сверхоперативно нашла для меня доноров. Кровь была перелита более чем от двадцати человек, в том числе медицинских работников нашего учреждения. Не могу не вспомнить добрым словом и лечащего врача-травматолога Анатолия Михайловича Жгилёва. Вместе с заведующей травматологическим отделением Юлией Ивановной Котцовой они проводили мне противошоковые мероприятия.

Мои коллеги, ставшие для меня теперь близкими людьми, врачи Владимир Иванович Алабышев, Светлана Михайловна Ившина, Татьяна Александровна Хвиюзова, Валентина Сергеевна Рябкова, Альберт Фёдорович Попов, медицинские сёстры Галина Анатольевна Денисенко и Любовь Алексеевна Кунина, помогли справиться с глубокой депрессией и вернуться к любимой работе.

С тех пор прошло много лет. Но память восстанавливает до мелочей всё, и трогательное письмо поддержки, которое написал для меня мой тесть Александр Дмитриевич Молчанов, фронтовик, прошедший почти все годы войны в разведке, на передовой. По сей день меня бережёт любовь, забота самого родного для меня человека, моей супруги Ирины. Никогда не забыть поддержку близких друзей – врача-анестезиолога Анатолия Алексеевича Абрамова и руководителя медсанотдела №58 Алексея Николаевича Дектерёва, как и множества других добрых людей, которым обязан жизнью.

Добро возвращается
Раньше я и сам был донором, со студенческой скамьи. Сдавал кровь прямым переливанием больному во время полостной операции. Не раз делал это и потом, в родной медсанчасти. А тут вдруг оказался в роли реципиента...
«Помогай другим и близким, и тебе воздастся» - нестареющая заповедь. Вот и я своей второй жизнью обязан многим прекрасным людям. Спасибо вам всем, друзья! Будем жить дальше, будем жить!

Николай БЕЛЫХ


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий