Новости Северодвинска и Архангельской области

Бенефис Валентины Иргизновой

09.02.2018
Изменить размер шрифта
Во время репетиции на сцену заходить запрещается – останавливает посторонних объявление. Но мы тихонько. «Уходит жёлтый свет, белый приходит», - режиссёр Георгий Цнобиладзе репетирует технические детали спектакля «Земля Эльзы» на большой сцене. Довелось видеть его эскиз на расстоянии вытянутой руки, в репетиционном зале, когда наш театр попал в программу культурной помощи малым городам и с ним экспериментировали. Многие зрительницы тогда плакали. Я удержалась, но душу задела история любви двух немолодых людей и эгоизма молодости. Отцы и дети, современный вариант с участием квартирного и прочих материальных вопросов.

«Купил конфет. Буду вас кормить. Всё пройдет», - вспыхивают эсэмэски в круге пришедшего белого света. Это по ходу действия Он пишет ей, Эльзе. Он – Сергей Черноглазов. Она – Валентина Иргизнова.

Детство в прямом эфире

«Вам идёт имя Эльза». - «И фамилия по мужу у меня немецкая – Гингер».
Мы уже в гримёрке. Не спросила про букеты, а в горшках Валентина Иргизнова любит фиалки, по их количеству видно. У стола в ряд выстроилась обувь – от босоножек на шпильке до бабуськиных галош. Это для роли на выбор.
- Каждый день репетируем, с утра до ночи, уже две недели без выходных. Режиссёр старается.
- Валентина Алексеевна, а почему вы не Гингер?
- Иргизнова – девичья фамилия. Когда вышла замуж, её уже знали зрители.
- Ваш первый театр – Горьковский областной передвижной. Как это - передвижной?
- Ставили спектакли и ехали с ними на гастроли по области и везде. Всё время были на колёсах. А родом я из Казани и выросла там, в самом центре города. Сейчас он красоты необыкновенной, как драгоценный камень сверкает.
- Из тепла не страшно было ехать сюда?
- В Северодвинск пригласили Юрий Юрьевич Коршун и Николай Иванович Сундуков. Они меня видели сначала в спектакле. А потом встретили на актёрской бирже. С удовольствием поехала к белым ночам, морозам и северному сиянию. Говорят, бойся своих желаний, они сбываются. Всегда мечтала жить на море. Только не сказала Боженьке на каком. Я же хотела на Чёрном.
- Сцена  тоже мечта?
- С детства. С первого класса - во Дворце пионеров. А там миллион кружков, я везде. И ещё куда-то звали, но уже времени не было. Вела передачи на радио и телевидении. Другой жизни не представляла.
- Телевидение в шестидесятые годы – это круто.
- Сначала октябрятская передача, потом пионерская. И всё в прямом эфире.
- На себя посмотреть, значит, никогда не получалось. Зато, представляю, как на вас знакомые смотрели.
- Помню, во дворе меня всё время сравнивали с юной Галиной Польских. Говорили: «Наша Валечка сыграла бы лучше».

Такое раз в жизни бывает

- Я после школы сразу попала в театр, - рассказывает Валентина Алексеевна. - Поступала в
ГИТИС, но прошла только два тура. Понятно - приехала девочка из провинции, стихи какие-то детские читает. Хотя я видела заинтересованность комиссии. С другими быстренько, а со мной они разговаривали. Меня заметил на экзаменах главный режиссёр из Горького: «Куда вы теперь? Пойдёмте к нам в театр работать». Мои друзья в один голос: «Такое раз в жизни бывает!»
- Родители не были против?
- Они были простыми людьми. Папа военный, после армии стал шофёром. Мамочка на заводе работала. Необыкновенно добрые, удивительные родители. Не помню, чтобы они на нас с братом хотя бы раз повысили голос.
- Трудно было девчонке рядом с профессиональными актёрами?
- В первый же год сыграла четыре большие роли. Считаю, что главная учеба актёрская – это сцена.

«Все Алёнушки моими были»

- Пишут, что у вас более 150 ролей.
- Не считала. Когда сюда приехала, ставили по двенадцать спектаклей в год, и почти в каждом я играла. Как сосчитать?
- И большинство – лирические героини.
- А очень хотелось хулиганку сыграть. И я однажды попросила Владимира Григорьевича Давыдова, он был тогда режиссёром, дать мне роль сестры в сказке «Царь Горох и Скоморох». Как в «Золушке» были там сёстры. Придумала, как играть. «Ты с ума сошла, кто будет тогда Алёнушкой? Не дам!» Все Алёнушки, все Снегурочки моими были, чуть ли не до сорока лет. А потом приказ повесили, смотрю - дали! И мы там с Ларисой Головиной, второй сестрой, так хулиганили, с таким творческим удовольствием!
- Героиней быть почётно, но не так интересно?
- Сложнее. Каждый раз надо придумывать что-то, наизнанку выворачиваться. Характерную роль легче играть, и зритель её лучше принимает.
- Но характерная - это же значит некрасиво, смешно или страшно выглядеть на сцене. Для вас это не проблема?
- Никогда! «Шикарную свадьбу» видели? Приходите посмотреть, там я вся такая-такая… – взъерошивает Валентина Алексеевна волосы и меняет лицо.

«Мне не встречались другие»
- Можно спросить о поклонниках?
- Ко мне прибегало много молодёжи, вот тут на асфальте под окнами гримёрки писали записки.
- На улицах Северодвинска, уверена, вас точно узнают.
- Даже в бане. Что-нибудь спросят - отвечу. «Ой, Иргизнова!»
- Артисты публично всегда хвалят зрителей. Другое не политкорректно?
- Мне не встречались другие. И сколько бы мы ни ездили по гастролям, всегда полные залы, везде наш театр принимают очень хорошо.
- Сегодня как вам в нём?
- Обожаю всех своих партнёров и сослуживцев. В коллектив пришло много новых людей. Все молодые, красивые. Это так здорово.
- А ревность?
- Мне кажется, ролей всем хватает. Вижу доброжелательное отношение друг к другу. Меня это радует. И спектакли достаточно удачные у нас в последнее время. Конечно, хотим, чтобы было ещё лучше. Чувство это должно оставаться, иначе наступят плохие времена.
- Провал для вас - это что? Реакция зрителей, коллег, собственные ощущения?
- Когда роль не трогает, не волнует. Не находишь её. И тогда она как нож по горлу. Бывало и такое.
- В театре нет крупных планов. Значит, можно сыграть любовь без симпатии к партнёру?
- Неправда, всё равно надо искать положительные моменты. Потому что на сцене, как в увеличительном зеркале, всё проявляется в гипертрофированном виде. Умные режиссёры используют даже отрицательное обаяние. И получается успех.

«Хорошо пляшете!»
- Валентина Алексеевна, чем занимаетесь в свободное время?
- Очень люблю воду. Когда есть возможность, с удовольствием хожу в бассейн. Люблю вязать. Всю жизнь со спицами. «Валечка, что вяжешь?» – «Кофточку». А выходит платьице. Детей маленьких люблю. Своих внуков пока нет. У Илюши Костинкина дочечка двух лет, очаровательное чудо такое у нас бегает, нянчимся всем театром.
- Пять лет назад в интервью моей коллеге Светлане Богомоловой вы сказали, что всегда идёте с песней по жизни.
- Без музыки не хожу, где бы ни была.
- Бывает настроение и для революционных мелодий?
- Нет, революционные не пою. Сейчас что звучит? «Белой акации гроздья душистые...» Помню, сказку ставили и я всё время сбивалась с мелодии. Иду по улице, напеваю. Мужик какой-то останавливается  и удивленно: «Ты чего такая радостная?» А для спектакля «Любовь на лестничной площадке» не могла запомнить танцевальное движение, вот такое… Оглянулась на улице – никого. И давай отрабатывать. Вдруг мужской голос: «Хорошо пляшете!»

«Давайте нам финал другой»
- «С радостью бегу в театр» - ваши слова из того же интервью. Что-то изменилось?
- Скорость. Радость осталась. Стараюсь её не расплескивать. А темп изменился. Ну что теперь, написали уже, что мне 70 лет, что 50 работаю в театре. Пригвоздили.
- Дали повод для дополнительного восхищения. Актрисе возраст прибавляет ролей?
- Да что вы! Кто для старух напишет, извините за слово, ко мне оно не относится. В основном пишут для молодых. Но пока я востребована.
- Тогда вдвойне спасибо Ярославе Пулинович за пьесу «Земля Эльзы».
- Часто в судьбы пожилых людей вмешиваются взрослые дети и посторонние. Что такое любовь в таком возрасте? Это теплота душевная. Надо продлевать людям дни, чтобы жизнь была радостная до последнего. А мы часто так неаккуратно вмешиваемся...
- Не обидно за печальный финал спектакля?
- Мне обидно, что так бывает в жизни. Почему Пулинович и взялась за эту тему. Наши распространители билетов сказали: «Нет, мы не согласны, мы уревелись все, давайте нам финал другой».
- Там ведь никого не убивают. Можно додумать, что всё закончится хорошо.
- Можно, но тогда история так пронзительно не ранит, не заставит задуматься.

Мастер сцены
- Заслуженная артистка РСФСР Валентина Игризнова отмечена знаками «Мастер сцены», «За отличное служение театру», «За заслуги перед Северодвинском». Всё правильно?
- И медалью «За доблестный труд».
- О творческих планах артистов, наверное, неправильно спрашивать. Ведь вы сценическую судьбу не выбираете.
- Профессия очень зависимая. Зависим от руководства, режиссёра, коллег и зрителей. От всех. Вплоть до уборщиц. Была у нас одна, всё ворчала: «Артисты, прям артисты, за-грумуются, и ходят, и ходят», - в секунду изменившись, играет Валентина Иргизнова ещё одну маленькую характерную роль, очень смешно.

Ольга ЛАРИОНОВА
Фото Владимира Ларионова

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий