Новости Северодвинска и Архангельской области

Место для избранных: в Северодвинске кондуктор и пассажир не поделили сиденье

29.12.2018
Изменить размер шрифта
«Место кондуктора! Не занимать!» - эта надпись в разных вариантах попадается в общественном городском транспорте. И она порой становится поводом для ругани и жалоб в инстанции. Ведь когда в переполненном транспорте одно место пустует, пока его «владелец» толкается туда-сюда по салону, это обидно для пассажиров, особенно для тех, кому тяжело стоять в силу возраста, беременности или болезни. Я недавно стала свидетельницей поистине комической борьбы за это вип-место.

Последний предновогодний рабочий день. В приподнятом настроении тороплюсь на работу. Автобус приходится ждать долго, народа собирается много. Хорошо, что подошёл большой, а то в пазик бы точно не поместились.

На остановке «Горбольница» много людей вышло, освободился проход. А на следующей остановке и вошедших было немного. У кондуктора меньше стало работы, и она решила присесть на своё место. Но не тут-то было: оно оказалось занято, а сидевшая на нём пассажирка категорически отказалась его уступать. Я, решив про себя, что сидит пожилая больная женщина, а кондуктор её сгоняет, повернулась посмотреть. Такое встречается в наших автобусах. Хотя бывает и наоборот: кондукторы сами усаживают на своё место таких пассажиров. Но здесь сидела молодая, умеющая постоять за себя женщина.

Кондуктор решила согнать нахалку со своего места, начала настаивать на этом, ругаясь и показывая на подвинутую на край сиденья, но всё же оказавшуюся под пассажиркой, куртку. Ни выкрикиваемые доводы кондукторши о том, что она значительно старше, ни о том, что она на своём рабочем месте и имеет право требовать освободить именно это место, ни к чему не привели – молодая что-то отвечала тихим спокойным голосом. Появлялись свободные места, но битва именно за это продолжалась. И, как порой бывает в ссорах, от слов переходят к делу, начиная доказывать свою правоту руками.

Так и в этом случае кондукторша, громко требуя освободить место, начала стягивать пассажирку с места. А когда не получилось (пассажирка была в более выгодной весовой категории), решила сесть к ней на колени (раз не удаётся сесть на сиденье). Поразило, насколько быстро и решительно кондукторша уселась на колени к молодой. Той, не ожидавшей такого манёвра, да и поза - спиной к окну, не удавалось скинуть груз со своих колен. И она начала колотить кондукторшу кулаками по спине.

- А вот и побои, - констатировала кондуктор, - а пассажирка продолжила сидеть. Тут на следующей остановке вошли новые пассажиры, кондукторше пришлось встать и подойти к ним. Обилетив их, она позвонила диспетчеру по телефону, объяснила ситуацию с занятым местом. Что ей посоветовали сделать, не знаю, но больше она молодую женщину на месте не трогала. Пассажиры сочувствовали кондукторше, призывая беречь нервы, но никто ничего не сказал пассажирке.

Нахалка досидела на завоёванном месте до конца и с улыбкой вышла на своей остановке,  поздравив с наступающим Новым годом. От этого даже  появилась мысль: уж не розыгрыш ли это?

Что говорит закон
Я решила уточнить, что на этот счёт говорит закон.
Оказалось, что в нашей стране существует постановление правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Оно не содержит никаких упоминаний о том, что для кондуктора в салоне городского пассажирского транспорта предусмотрено специальное сидячее место. Более того, в утверждённой государством схеме размещения пассажирских мест место кондуктора отсутствует, в отличие от чётко обозначенного места водителя. 

То есть по закону кондуктору не положено отдельное место в салоне автобуса, но какой человек выдержит стоять на ногах по 8-10 часов? Никто не запрещает кондуктору пользоваться для отдыха свободными пассажирскими сиденьями.

Но, оказывается, в договоре, заключённом с кондуктором, работодатель, то есть автобусное предприятие, закрепляет за кондуктором право на личное сидячее место, которое пассажир не имеет права занимать. И об этом может быть написано в «Правилах пользования городским наземным транспортом», а покупая билет, мы тем самым с ними  соглашаемся. 
Но в любом случае кондуктор должен быть вежливым.

Татьяна Потылицына

Присылайте свои материалы в рубрику "Народный репортёр".

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий