Новости Северодвинска и Архангельской области

Светлана Дружинина: «Не про себя, а про того парня»

11.12.2016
Изменить размер шрифта
Фото Владимира Ларионова

Режиссёр «Гардемаринов» побывала в Северодвинске. И может быть, ещё вернётся, со своим фестивалем.

После отрывка из фильма про поселковую любовь, потом про деревенскую, где артистка Дружинина поёт частушки о разлучнице, Светлана Сергеевна вышла на сцену ЦКиОМ стремительно. Элегантное платье в пол, тоже летящее, поклон, красивый взмах рук: «Я не пою, я танцую, профессионально. Мой однокурсник Марис Лиепа…»
Светлане Дружининой 16 декабря исполнится 81 год. Она очаровательна.

«Всю жизнь в уме пишу книгу»
«Не очень люблю декламировать и докладывать. Вижу, что вы по-доброму относитесь к встрече. Давайте лучше беседовать», - предложила народная артистка, кинорежиссёр, сценарист Дружинина залу.

- Я всю жизнь в уме пишу книгу. Она уже живёт. Будет называться «Не про себя, а про того парня». Меня спросили: «А ты про Гурченко напишешь? Она же не парень». «Люся не парень?! - сказала я. - Да вы что! Это воин, победитель, удивительный человечище».

Дальше так же и ещё теплее о многих: «Сонечка Чиаурели, Лёнечка Куравлёв, Вася Шукшин…»
- Не верьте, когда о Саше Домогарове пишут бог знает что. Он очень добрый, ранимый человек. Просто колючий.
И с бесконечным уважением – о Станиславе Ростоцком, главном режиссёре её актерской судьбы.

«Дело было…»
Рассказала Светлана Сергеевна, как пришёл очередной претендент пробоваться на главную роль в фильме «Дело было в Пенькове», в сцене целования на завалинке. Зажатый, скромный – никакой. И ей неинтересно стало.
- Ростоцкий сказал нам: «Познакомьтесь, брёвна». И я чувствую, как холодная мокрая дощечка вползает в мою руку: «Вячеслав».

Целоваться с претендентом красавице Светлане, уже утверждённой на роль, в десятый раз не захотелось. И она хлопнула дверью. «Если ты не влюбишься хотя бы в его пуговичку, можешь уходить из профессии, ты не актриса», - догнал её режиссёр в коридоре. «А этот парень ещё всем вам покажет», - сказал про Вячеслава Тихонова.

Вспомнила Дружинина, как уходил будущий великий Тихонов от «красивого классического строения своего лица»:
- У него в этом фильме нет нигде чистого гладкого носа, кроме сцены свадьбы, где мы, два таких красавца, сидим, что самой не верится – неужели это мы?!

Так вот почему…
И ещё про одну из загадок «пеньковской» истории Светлана Сергеевна рассказала:
- Роль учительницы Тони должна была играть удивительная актриса, жена Ростоцкого Нина Меньшикова (в «Девчатах» - Вера, в «Доживём до понедельника» - вредная тётка-завуч). Она должна была играть духовность, начитанность, к которым потянулся главный герой. И тогда была понятна борьба душевного и телесного. Но Ниночка забеременела. И тогда нашли Майечку Менглет. Тоже с большой начитанностью девица. Но, честно говоря, я не очень понимала и не понимаю до сих пор, почему в двух плотских дамах герой Тихонова не может разобраться.

В маминой причёске
- У меня есть свой кинофестиваль, с профессиональным жюри и зрительским, с красной дорожкой. Я его делаю уже четвёртый год. Тяжёлый труд. Есть на фестивале ретро-страничка «Ростоцкий», где показываю его фильмы. В следующий раз покажу картину «На семи ветрах», в которой я тоже снялась. Если будете смотреть, обратите внимание: я там сижу в причёске мой мамы – в коронке из двух косичек. Роль небольшая. Ростоцкий попросил: «Я так хочу вас видеть вдвоем со Славой Тихоновым в кадре…»

«А над ним маячит Катя Гамова»
Просьбу рассказать о себе Светлана Сергеевна тоже выполнила, но коротко и осторожно, словно защищая от прямого попадания самое личное: «Всё будет в книге. И есть в Интернете».

- Моя мама была учительницей, но работала в других местах, в основном в детских садах. Папа погиб под Смоленском. По папе в роду священники и купцы. По маме – казаки. Вот такая буйная кровь.
О муже – с большим уважением к таланту кинооператора, к его виртуозной работе со светом и тенью: «У Анатолия Михайловича самые красивые актрисы».

Про младшего и теперь единственного сына (старший погиб, но об этом только в Интернете): «Мишка потрясающий кинооператор, но он ушёл из профессии. Сейчас у него своя студия».

Про первую встречу с любимой невесткой - звездой любимого волейбола: «Смотрю в окно дачи: идет мой Миша, 
1 метр 97 сантиметров ростом, красивый, как бог, а над его головой маячит Катя Гамова… И они за ручку пошли готовить шашлыки. И он тащил какие-то брёвнышки под её кеды 46-го размера, чтобы Катя не промокла».

Овод и Ковпак
- Любимая книга детства? «Овод». И «От Путивля до Карпат» Ковпака. Я ведь «декабристка», в школу пошла в шесть лет. Это была ещё война. Мама привела меня, тощую девчонку, в школу и сказала: «Возьмите, она умеет читать». Лежала книжка у них большая и толстая, я прочитала название: «От Путивля до Карпат»… А в «Оводе» никогда не забуду последних строк, когда герой говорит священнику: «Падре…». Вот как только «Падре», так слёзы градом. Это была наша единственная книга, по ней мама учила меня читать в очень маленькой черной избёнке под Сталинградом, в которой было очень много коечек за занавесками.

Запомнился мэр
«Что особенно запомнилось на Севере?» – спросил зритель. Ответ начался неожиданно:
- Я сегодня встречалась с вашим мэром. Красивый невероятно мужчина. Он об этом даже не знает, а может быть, уже кто-то сказал. Самые чистые славянские крови остались на Севере, потому что татары сюда не дошли.
Вспомнила по теме Светлана Сергеевна стихи «прекрасного сценариста Гены Шпаликова»: «Пусть утону я в Северной Двине. Или погибну где-нибудь иначе…» Её попросили ещё что-нибудь прочитать.

- Не буду. Я очень люблю стихи, но не помню наизусть, даже если выучу. Я помню всё про Долгоруковых, все их даты, кто на ком был женат, я помню всё про Голицыных, могу всё рассказать о Суворове. А стихи забываю.
И возвращаясь к «северному» вопросу, про Северодвинск сказала так: «Город у вас удивительный. Вы похожи на севастопольцев, а я очень люблю Севастополь. Может быть, кто-то на это обидится, но у вас есть, в хорошем смысле, многое от Советского Союза». В нашем городе на такое не обижаются - благодарят аплодисментами.

Терпеть, прощать и любить
О планах, совпадающих с мечтами поклонников:

- Если будет возможность, вытяну такой божий подарок, буду снимать четвёртых «Гардемаринов» в Крыму. Именно там в страшной баталии, в которой Суворов был трижды ранен, начала свою жизнь российская морская пехота.

«Какие черты своего характера хотели бы видеть в своих внуках?» Вопрос заставил Светлану Сергеевну задуматься.

- Не всегда всё получается, но… Знаете молитву оптинских старцев, последние её строки: «…молиться, надеяться, верить, терпеть, прощать и любить».

И после двухчасовой встречи – поклон до пола, по-настоящему, ладонями прикоснувшись к сцене. Зрители аплодировали стоя.

Подготовила Ольга ЛАРИОНОВА

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий