Новости Северодвинска и Архангельской области

Субастик не спешит, Субастик понимает

25.11.2018
Изменить размер шрифта
Субастик примеряет корону. Фото Владимира Ларионова

Северодвинский театр выпустил детский спектакль о взрослых проблемах.

Одна из важных сцен спектакля – урок стихосложения, во время которого Субастик научает своих одноклассников рифмовать. Но если уж речь зашла о рифмах, нельзя не сказать о созвучности этой премьеры театра и другого  спектакля его нынешнего репертуара.

Похожи их начальные мизансцены: человек сидит на табурете и смотрит в никуда. Это героиня «Земли Эльзы» и герой премьеры «Семь суббот на наделе». И он, и она уже далеко не молоды, оба одиноки в своей жизни, и оба ведут безмолвный диалог с пустотой. Однако и того и другую ждёт впереди удивительная встреча…

Волнующий, всегда актуальный мотив перемены судьбы, перелома её от несчастья к счастью раскрывается в «Земле Эльзы» в мелодраматической, но вполне жизненной истории, адресованной вечерней, взрослой аудитории театра. «Семь суббот на наделе» – история сказочная, и рассказывать её будут по утрам – детям. В основе спектакля – повесть немецкого писателя Пауля Маара, которую предложил поставить и поставил режиссёр Анастас Кичик.

Итак, герой спектакля сидит у себя в комнате один-одинёшенек и кует, как ему кажется, железную логическую цепь: раз во вторник к нему приходил за помощью мальчишка-второгодник, а в пятницу на репутацию фирмы, где он служит, легло пятно, то в субботу – сегодня – уж конечно произойдёт что-нибудь необычайное. На какие только мысли не наводят одиночество и однообразие жизни! Гонимый своей странной надеждой, а также затеявшей уборку квартирной хозяйкой, герой спешит на улицу и натыкается на толпу, которая горячо обсуждает… кого? Это человек или зверь? Шапка рыжих торчащих волос, лицо в каких-то пятнышках, зелёная бархатистая шкурка, выпуклый животик. Столпившиеся в недоумении, они ещё не дозрели, внутренне не готовы узнать и принять это существо, а господин Пепперминт – так зовут героя – дозрел и готов. «Ты – Субастик», – говорит он. «И если ты меня узнал, – отвечает волшебное существо, – то теперь ты мой папа, я буду с тобой жить».

Господин со сложной фамилией и Субастик - противоположности по характеру. Артист Сергей Полетаев, живописуя своего персонажа, активно использует краску приниженности, зажатости, забитости. Его герой ассоциируется с помятой шляпой, которую носит. Субастик же в исполнении Анны Венгерович – это весёлый задор свободы. И карнавальная корона, что он примеряет, ему к лицу: он сам себе король. Карнавальный.

Субастик – субботний зубастик и грызёт всё подряд: «папин» пиджак, вазу с цветами, корзину для бумаг. Его громкое «хрум» стало звуковым лейтмотивом спектакля. Житьё Субастика у «папы» начинается с того, что «папа» спасает от него вещи. Вообще, их отношения – отношения двух миров и похожи на перетягивание каната. Кто кого одолеет – испуганная благонамеренность или стихия анархических проказ?

Режиссёр несколько вычурно назвал свой спектакль урбанистическим комиксом. Но в переводе на русский это всего-навсего «городские картинки». Пространство сказки не ограничивается одной лишь комнатой. Автор повести, а за ним и театр выходит на просторы города, чтобы показать, откуда взялась истомлённость-замученность г-на Пепперминта.

Начинает вращаться сценический круг, и перед зрителями предстают магазин, контора, школа. Они невсамделишны, занятно мультяшны – детали интерьеров прямо нарисованы на стенах (художник спектакля Дарья Наливайко). Но обитают в этих стенах люди настолько серьёзные и неулыбчивые, что даже психически нестабильные.

Школьный учитель, который ненавидит своих учеников и в какой-то фантасмагории палит в них из пулемёта (Вадим Мизин). Продавщица на грани нервного срыва (Елена Вотинова). То скучающий, то безумствующий владелец конторы, который заставляет г-на Пепперминта делать совершенно бессмысленную работу (Николай Кабуркин).

Органична в этой галерее персонажей упоминавшаяся квартирная хозяйка. Она неутомимо отстаивает своё сомнительное право тиранить жильца. Юлия Зарецкая в стиле спектакля наделила госпожу Брюкман чудаковатой характерностью, играет её как будто на носочках, как-то приподняв локти, с любопытными голосовыми фиоритурами.

Все эти серьёзные люди в час пик серьёзно трясутся и давятся в городском трамвае – едут по своим важным делам.

Серьёзности и неулыбчивости они учат и детей: нельзя смеяться! не трогай! не делай!.. И так изо дня в день; вращается сценический круг – вертится «как надо» жизнь. Что может противопоставить этому Субастик? Вроде бы немногое. Шутку. Песню. Игру. Одних детей он увлекает рифмами, других – охотой на акул в Тибетском океане. Субастик рассказывает – и мир неуловимо меняется; вот уже в песочнице показался квадратный плавник, акула плещется и заливает водой рецензента! Ох эти театральные акулы!..

Семь суббот на неделе – семь дней присутствия Субастика в жизни г-на Пепперминта. Помогая «папе» возродиться, Субастик не спешит, однако всё-таки должен уйти. К концу этой семидневки г-ну Пепперминту словно становится легче дышать, отступает несчастная робость, отступает печаль. К тому же выясняется, что Субастик способен волшебным образом исполнять его желания. И теперь он желает – возможно ли было такое ещё неделю назад? – чтобы у него в комнате пошёл снег. Дальнейшее – пример волшебства не только Субастика, но и театра. Артисты бегут в глубь зрительного зала, взвивая над ним белые полотнища; бегут обратно, укрывают сцену и укрываются сами, образуя сугробы; комната освещена синим; на кровати, укутавшись в шубы, сидят г-н Пепперминт и Субастик; откуда-то снизу появляется белый медведь; в дверь влетает г-жа Брюкман и тут же в шоке вылетает… Публика в восторге! Хотя некоторые, видевшие в Архангельском драмтеатре «Сказку о рыбаке и рыбке» того же режиссёра Кичика, наверняка вспомнили, как там забрасывали невод.

Но вот Субастик уходит: взбирается на детскую горку, скатывается с неё – и был таков. По сути, г-н Пепперминт оказался в ситуации худшей, чем вначале. Тогда он просто ничего не имел, а сейчас обрёл и потерял. В спектакле «Земля Эльзы» героиня такого испытания не перенесла. Но «Семь суббот…» – сказка, и её герой полон сказочной решимости вернуть Субастика. Пусть-ка во вторник к нему снова придёт второгодник, а в пятницу… что ж, пусть в пятницу на репутацию его фирмы снова ляжет пятно.

Субастик – литературный родственник Карлсона. Их важное различие: «лучшее в мире привидение с мотором» дарило свою дружбу одинокому ребёнку, а Субастик – взрослому. «Семь суббот…» – повесть о взрослых людях и их проблемах. Было бы естественно показать спектакль по ней и вечернему зрителю тоже.

Андрей НЕФЁДОВ

P.S. Попеременно с Венгерович и Зарецкой роли Субастика и г-жи Брюкман исполняют Павел Варенцов и Лариса Тарасова.

Газета "Вечерний Северодвинск", 47-2018
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий