Главные действующие лица праздника - северные олени
Про Гаврюшку и его родных
Просторный берег Пинеги, наполненный чумами и инсталляциями, дымящимися мангалами, яркими ненецкими костюмами и трепещущими на ветру разноцветными лентами, предстал перед нами, приехавшими на День оленя. А ещё там были «Увезу тебя я в тундру» и «А олени лучше» и другая громкая музыка под задорные шутки ведущего. Вокруг дымились костры и мангалы с олениной и кавказскими (!) шашлыками, веселились ряженые лешие и прочие лесные обитатели. Шумные группы гостей со всех волостей, в том числе и из французской стороны, проходили затейливые квесты. Короче, всего, что напридумывали и реализовали организаторы, и глазом не охватить, и ногами не оббегать.
Первыми сразу после входных ворот нас встретила молодая ненецкая семья. На руках у отца сидел и оглядывал творящееся вокруг него действо черноглазый малыш в серо-коричневой малице с капюшоном и в меховых сапожках. Только ленивый не подошёл к этой семье, не поиграл с симпатягой - годовалым мальчишкой с древним именем Гавриил, или попросту Гаврюшка. А уж сфотографироваться с ним так просто очередь выстраивалась. Взгляд у Гаврюшки был весёлый и любопытный. Впрочем, как и у нас всех, собравшихся в этом гостеприимном месте.
Про походы «налево»
По дороге в Голубино наш экскурсовод Алексей Климов много рассказывал о нравах и обычаях ненцев, об их костюмах, об оленях и о том, как строить чумы. Кстати, установкой чумов занимаются исключительно женщины, или чумработницы, как официально звучит запись в их трудовых книжках. Между прочим, Алексей рассказал нам незатейливую байку о происхождении расхожей фразы «сходить налево». Оказывается, в чуме испокон веков и по сей день действует строгое деление на женскую (левую) и мужскую (правую) половины. И переходить невидимую границу нельзя. Но бывает, если нарушил мужик границу и зашёл в левую половину чума, про него скажут «пошёл налево». А если серьёзно, кроме этой забавной информации мы много узнали про наших соседей ненцев, в том числе и о том, какие виды спорта любимы этим трудолюбивым людям.
Про главных героев и ненецкий спорт
Главные герои праздника - северные олени. Это невысокие, крепкие животные, очень спокойные, дружелюбные. Вокруг них всегда полно детей от мала до велика, которые так и норовят накормить олешков. Организаторы предупредили: не кормите оленей, они вполне сыты, а ваши лакомства - яблоки и хлеб - это не их еда. Олени трудились на празднике на полную катушку, катали детей, участвовали в гонках по Пинеге и просто тешили глаз.
Порадовали собравшихся соревнования, привычные для ненцев и экзотические для нас. Мужчины и женщины бегали наперегонки в малицах и пимах (правда, мужская обувь называется не пимы, а тобаки, и длиной они до паха), прыгали через нарты, боролись за главный приз Дня оленя - снегоход «Буран». А ещё были гонки на оленях и многое другое. Было многолюдно, весело и очень позитивно.
Про еду и... туалеты
Как сказал наш главный авторитет в этой поездке Алексей Климов, нынче организаторы исправили все ранее допущенные ошибки. А именно: была хорошо организована еда по заранее купленным талонам за 200 рублей в нескольких «полевых кухнях». Достойный очень горячий супчик, гречка с котлетой и морс порадовали подзамёрзших раскрасневшихся «оталоненных» туристов.
«Бесталонные» туристы и заезжие французы питались в ресторане туркомплекса, а кто-то подкреплялся попросту: из своих запасов на удобных лавочках и верандах туркомплекса. И конечно, на свежем воздухе всюду продавались вкусности - кавказские шашлыки, люля-кебаб из оленины и тушёная оленина с пылу, с жару, море булочек и пирожков, горячий чай. Голодным не остался никто.
И об интимном. С туалетами, причём теплыми и комфортными, был полный порядок в отличие от прежних лет. Для этого были открыты номера с туалетами в нескольких гостевых домиках. Все были довольны.
Скажете, нашла о чём писать... И напрасно скажете. Попробуйте-ка провести много часов на воздухе без этого достижения цивилизации. То-то же.
Про тынзей на хорей и другие развлечения
Отдельное браво организаторам за квесты. И старый и малый с одинаковым азартом кидали бутафорские красные топорики в цель, стоя на коленях на снегу, искали кусочки оленьих рогов во мху, по-баскетбольному забрасывали сапоги в корзины и, конечно, тынзей набрасывали на хорей. В переводе на русский это означает накидывание верёвочной петли на палку, воткнутую в снег… Если квест пройден дамой, ей присваивали звание чумработницы и выдавали значок, а мужчины получали звание оленевода и такой же знак.
А ещё в чуме «шаманил» шаман, предсказывая всем «сбычу мечт», на сцене дефилировали милые ненки в народных костюмах, то с одной стороны, то с другой раздавался ребячий восторженный визг от катания на оленях, собаках, «ватрушках» и «бананах». Активно шла торговля ненецкими, мезенскими и прочими сувенирами и изделиями народных промыслов.
Одним словом, было весело, вкусно, запоминающе. Домой не хотелось совсем, особенно детям. Ведь так свеж был воздух, так радостны были люди. Но праздник подошёл к концу, и множество автобусов и частных машин отправились в долгий обратный путь.
Праздник удался! На следующий год опять поедем и друзей с собой позовём! А подросший за год Гаврюшка обязательно встретит нас у ворот своей светлой улыбкой и весёлым взглядом. До встречи через год!
Татьяна БУКУРОВА
Фото Николая Егорова
"Вечерний Северодвинск", 13-2019