Новости Северодвинска и Архангельской области

Лирическая история с трагическим концом

10.11.2018
Изменить размер шрифта
О премьере в Северодвинском драмтеатре - спектакле «Жульета».

Летают в небе птицы, 
летают самолеты. 
И я бы полетела, но как 
лететь без крыльев? 

Кто скажет, кто ответит? - распевает смешная, странная девчонка песню, такую же смешную и странную. Девчонку зовут Жульетой – мама так назвала по имени иностранной актрисы. Девочка оказалась с задержкой развития, сказать прямо, дурочкой. Однако с чистой, открытой, доброй душой. Вот и тянутся к ней, сами того не осознавая и поначалу как будто сопротивляясь этому, двое незадачливых мужчины, которые сами как подбитые птицы, не расправить им крылья. Встретились они случайно с этой самой Жульетой, и перевернул этот случай им всю жизнь. 

Круг, чемоданчик, обезьянка
Такая вот притча на основе вполне узнаваемых и не самых жизнеутверждающих реалий нашей жизни, скорее всего недавнего прошлого: упоминается милиция, а не полиция, у солдат советская форма и на погонах буквы «СА», бандиты устраивают разборки, нувориши с жиру бесятся, хозяева крепко держатся за свои хозяйства. И на этом фоне три неприкаянные души, которым, казалось бы, ничего этого и не надо. Им бы вольными птицами в небо, да что-то не так всегда выходит. 

Основу звукоряда спектакля составляет музыка Нино Роты из феллиниевских фильмов, ведь Жульета в честь Джульетты Мазины, её Кабирии, это имя в определённом контексте в спектакле тоже прозвучит. Сквозными персонажами становятся бродяги клоуны. Сценография – уходящая вдаль дорога: изгибающийся помост, а на заднике завиток - то, что совсем вдали. 

Крутится сценический круг, создавая антураж мест действия, передающийся отдельными символическими деталями: вот гостиница, вот кафе, вот мастерская художника, или машина, или лавочка в парке. Важной деталью реквизита становится старый, потрёпанный чемоданчик, трогательно перевязанный веревкой. Щемящий образ-символ создает и кукла - обезьянка Жаконя.

Встречаются на пути героев некие персонажи, олицетворяющие людскую пестроту, но все они в другом мире. Плохо с ними нашим неприкаянным героям, да и друг с другом не легче. 

Ленточка в руках
Все в этом спектакле немножко чудаковатые и ненормальные. И немудрено, ведь смотрим мы на мир особым взглядом «дурочки» Жульеты. Ребёнок она совсем, может, и несносный, но доверчивый, привязчивый: сверкают глаза, звенит голос, бегает, мельтешит или старательно вымеривает шажки, как научили... 

Мотив цирка основной в спектакле. Главный герой Рахманов – бывший цирковой акробат, ныне фокусник на вольных хлебах. Мы видим два его представления – жалкие, неудачные, стыдные. Это исповеди, надрывы на фоне как будто в насмешку бравурно звучащего циркового марша. Сломлена душа артиста, оборван его полёт. Второй герой – художник Барабанцев. Его тоже как будто подстрелили на лету: и художник-то он неудачливый, и любимая женщина его покинула. Он стремится в полёт, хотя бы в суррогатный, смертельный, с шестого этажа. Но и тут судьба его одёргивает, совсем другая смерть его ожидает. 

Автор Сергей Руббе определил жанр пьесы как «комедия» (видимо, лавры Чехова не дают покоя), режиссёр Олег Александров – «лирическая история с трагическим концом». И это ближе к истине. Трагическая развязка встречи двух подавленных, уязвлённых мужчин усугубляется тем, что подбита ещё одна птица – та самая, что могла бы быть спасением, надеждой на лучшее. Доброе сердечко Жульеты не выдерживает страшного удара, застыла маска страдания на её лице. Мутится и без того скудный разум, уходит открытость, весёлость, распахнутость. Уходит жизнь. Не может Жульета продолжать жить такой – потерянной, подбитой. Прерван полёт. Тщетно пытаются её растормошить в финале бродяги клоуны. Но вот в их руках появилась ленточка (а с ленточки-то всё и началось в этой истории!), ожила Жульета, развеселилась, вспорхнула легко. Финал щедро расцвечен красками: огни, ленты, кружение-парение… 

И шикарный финал
Спектакль четко выстроен Олегом Александровым режиссёрски и Ольгой Буткиной сценографически, музыкальное оформление Николая Дадакина идеально, на высоком уровне световая партитура Станислава Костарева, но проблема в том, что пока не всё хорошо складывается актёрски. Камертоном представления, безусловно, является Мария Несговорова в роли Жульеты, по-настоящему бенефисная роль у молодой актрисы получилась замечательно, веришь её заразительно экспрессивным всплескам, щемяще-трогательным откровениям, а особенно прошибает её меланхолично-печальный бред с застывшим лицом в финале. Да вот Вадим Мизин в образе Рахманова растерян, подавлен, беспомощен больше, чем это требуется по роли, актёр пока явно чувствует себя не в своей тарелке. Павел Варенцов тоже как будто не на своём месте, неубедительно он выглядит в роли Барабанцева, не отпускает ощущение вымученности, натужности, фальшивости игры. Эпизоды в основном хороши, но, возможно, требуют большей характерности, чудаковатости. Вот, например, Юлия Корельская (Хозяйка) свой пятиминутный выход превращает в скетчево-эстрадный номер, в свой мини-спектакль. Сергей Полетаев (Крашенинников) изрядно плюсует, но эта чрезмерность разрушает образ. Юлия Зарецкая (Эмма Георгиевна) свободно себя чувствует в привычном амплуа, играет легко, раскрепощённо, однако всё-таки за яркой формой с трудом угадывается содержание. Подвижны и энергичны Павел Митякин и Эдуард Пьянков в различных ипостасях, особенно клоунских. Вполне органично играют свои эпизоды Николай Кабуркин, Елена Вотинова, Лариса Тарасова. 

У спектакля шикарный финал, а хороший финал – половина успеха, ведь при этом забываются, нивелируются многие огрехи. В течение премьерного представления неоднократно звучали аплодисменты, практически после каждой картины. Публика тепло приняла спектакль, а это тоже важно. Будем надеяться, положительный потенциал, безусловно заложенный в этой постановке, реализуется в дальнейшем в полной мере благодаря поддержке зала.

Андрей ПЕТРОВ, доктор филологических наук, профессор САФУ
Фото Надежды Селянкиной
Газета "Вечерний Северодвинск", 45-2018
Фото

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий