Новости Северодвинска и Архангельской области

За мужество и воинскую доблесть

02.12.2018
Изменить размер шрифта
АПЛ "Оренбург" возвращается после ходовых испытаний (1990 год). Фото ЦС "Звёздочка".

В истории предприятий нашей отрасли много интересных фактов. Так, в советский период к знаменательным для страны событиям и юбилейным датам трудовые коллективы готовили трудовые подарки. Самым продуктивным в этом плане стал 1970 год, когда отмечали 100-летие В.И. Ленина.

Севмаш в том году передал Военно-морскому флоту шесть атомных подводных лодок проекта 667А, в том числе головной корабль этого проекта К-137 «Ленинец» и АПЛ К-411 «Оренбург». Впоследствии все они проходили ремонт на нашем предприятии.

На «Звёздочке» в том году был завершён ремонт первого в мире атомного ледокола «Ленин», двух АПЛ - К-16 и К-1, построен плавКДП. Вернёмся к «Оренбургу». Построенный Севмашем, подводный ракетоносец был передан флоту в конце августа 1970 года. Через год К-411 отличилась, совершив в августе поход на Северный полюс, за что экипаж был награждён вымпелом министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». Были в послужном списке «Оренбурга» и другие достижения, отмеченные командованием флота. В 1983 году лодка пришла на наше предприятие для переоборудования. Ответственным сдатчиком заказа был Е.Н. Диордица, сдаточным механиком – П.Н. Глаз. Сдаточным подразделением считался цех 15. Завершающие этапы «переквалификации» лодки проходили в сложное для предприятия время, но с поставленными задачами коллектив справился. В тот период заводская газета «Трудовая вахта» ремонтируемым кораблям уделяла пристальное внимание. С её страниц не сходила рубрика «На сдаточных заказах». Так было и на заказе Диордицы.

Не вдаваясь в подробности ремонта «Оренбурга», расскажем о работе некоторых бригад, давших лодке новую жизнь. Вспомним для примера бригаду слесарей-монтажников цеха 15 П.Е. Кочетова, кавалера двух орденов Трудовой Славы и ордена Почёта, заслуженного машиностроителя РФ. Шёл август 1990 года. Коллектив в основном был занят закрытием документов по системам ВВД, ЛОХ и другим. Бригада работала, не считаясь со временем, параллельно выполняя задания по спецустройствам. Также оказывали существенную помощь цеху 10 в перемещении заказа Е.Н. Синицы из док-камеры. Семь человек - В.П. Прилуцкий, В.П. Верещагин, А.М. Захаров, А.П. Ларин, Н.В. Рашев, В.Е. Аверин, Ю.С. Мальмин выходили на эти работы в выходные дни. Отлично потрудились на заказе и другие бригады, в том числе слесарей-монтажников В.А. Олюкова, В.А. Рыжакова, сборщиков В.А. Грачёва – полного кавалера орденов Трудовой Славы (цех 15), слесарей- монтажников П.Д. Спешева, А.А. Кононова (цех 16), судовых столяров Н.А. Савосты, В.В. Прищепова (цех 41), маляров В.В. Михеева, гуммировщиков Л.Г. Голубева (цех 45).

 Переоборудованная АПЛ «Оренбург» была передана флоту в конце 1990 года и надёжно несла океанские вахты до нового века, затем её утилизировали.

По итогам ремонта АПЛ К-411 группа заводчан была удостоена высоких государственных наград. Так, ответственного сдатчика Е.Н. Диордицу наградили орденом Дружбы народов. В заводском музее оформлен стенд, посвящённый АПЛ «Оренбург», трудовым коллективам, вернувшим её в строй боевых кораблей.

Анатолий ПОПОВ
Газета "Вечерний Северодвинск", 48-2018

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий