Новости Северодвинска и Архангельской области

«Я тоже служил на флоте! Я тоже памятью полн…»

22.03.2017
Изменить размер шрифта
Дальномерщик эсминца «Острый» старшина Николай Рубцов

Один из архангельских траулеров, возможно, назовут именем русского поэта Николая Рубцова.

Речь об одном из судов промыслового флота, которые намеревается строить Выборгский завод по проекту ST 118. Архангельские рыбаки заказали этой балтийской верфи целую серию таких траулеров. Впрочем, об этих намерениях «Корабельная сторона» уже рассказывала, причём в одном из своих последних номеров…

Идею назвать новое судно именем Николая Рубцова высказали ветераны Архангельского тралового флота, орденоносцы, заслуженные люди, а озвучил её председатель их организации – капитан дальнего плавания, сам немало походивший рыбацкими румбами, Владимир Лупачев. К слову, Владимир Петрович и сам не чужд творчества, является автором нескольких книг. Одна из них как раз и повествует о жизни поэта Николая Рубцова, который в пятидесятых годах работал угольщиком на РТ-20 «Архангельск» - одном из промысловых судов тралового флота.

Уже позднее Николай Рубцов напишет как свои впечатления и воспоминания «Я вспомнил угрюмые волны, летящие мимо и прочь…», «У тралмейстера крепкая глотка – он шумит, вдохновляя аврал!», «Старпомы ждут своих матросов…», «Ты с кораблём прощалась на ветру…», другие стихотворения о нелёгком труде и быте рыбаков. А среди них ставшие классикой советской поэзии «Фиалки», «Вьётся в топке пламень белый…», «Я, юный сын морских факторий…». 

И конечно же, строки о море, которые цитируют чаще других:

Забрызгана крупно 
                           и рубка, и рында,
Но час отправления дан!
И тральщик тралфлота 
                           треста «Севрыба»
Пошёл промышлять в океан…
Подумаешь, рыба! 
                        Треске мелюзговой
Язвил я: - Попалась уже? –
На встречные злые суда без улова
Кричал я: - Эй, вы! На барже!
А волны, как мускулы, 
                           взмыленно, рьяно,
Буграми в суровых тонах
Ходили по чёрной груди океана,
И чайки плескались в волнах.
И долго, и хищно, 
                        стремясь поживиться,
С кричащей голодной тоской
Летели большие клювастые птицы
За судном, пропахшим треской…

Пожелание рыбаков-ветеранов нашло отклик и в архангельском Союзе писателей России, и у вологодских их коллег. Вопрос о наименовании траулера должен обсудить и решить совет директоров Архангельского тралового флота в последних числах марта.

Мы же добавим к сказанному: сойдя на берег с борта промыслового тральщика, Николай Рубцов с морем не простился. Уже вскоре его призвали служить во флот. А служил старшина Николай Рубцов по октябрь 1959 года. Флотская специальность – дальномерщик, боевой корабль – эскадренный миноносец «Острый» Северного флота. К этому периоду творческой жизни поэта обычно относят его стихи «Утро на море», «Буйство бурь пройдя без тени страха…», «Я тебя целовал сквозь слёзы…», «Весна на море» и другие.

Но вот ещё три любопытных момента...

Корабль, на котором он служил, построили в Северодвинске на заводе №402 (ныне Севмаш) – эсминец «Острый» (заказ №180). Ответственным сдатчиком эсминца был известный в нашем городе корабел  И.С. Бахтин. Об этом он не знал, и мне в своё время довелось стать свидетелем удивления и радости Иннокентия Степановича, когда он узнал об этом факте из биографии поэта.

Второе. Командиром «Острого» в период службы на нём Николая Рубцова был не кто иной, как капитан III ранга Иван Капитанец – в будущем адмирал, а с 1988 года заместитель главкома Военно-морского флота СССР.

Третье. Если быть точным, именем Николая Рубцова, вообще-то, уже называли судно - десантный катер проекта 1176, построенный на Сокольской судоверфи, а проще говоря – самоходную баржу тылового обеспечения. Что, в общем-то, и не удивительно: было это в ельцинские времена, когда флот наш практически не строился, а прочно «лежал на осушке». Так что назвали именем поэта, что под рукой оказалось…

Известного советского поэта, уроженца емецкой глубинки Николая Рубцова молва, да и отдельные литературные критики по сей день считают «деревенским», а иные называют его чуть ли не «крестьянским». Ошибочное суждение.

Я тоже служил на флоте!
Я тоже памятью полн
О той бесподобной работе
На гребнях чудовищных волн…

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий