Новости Северодвинска и Архангельской области

Второе рождение «Садко»

01.04.2017
Изменить размер шрифта
Модель дизель-электрохода «Садко». Фото Юрия Максимова

В начале марта музей «Звёздочки» пополнился уникальной моделью – макетом морского буксира дизель-электрохода «Садко», бывшего флагмана заводской флотилии, более полувека отдавшего служению водному цеху 22. В сентябре 2015 года судно было выведено из эксплуатации и поставлено на консервацию.

У «Садко» богатая производственная биография. Построен дизель-электроход на «Петрозаводе», что на Охте, спущен на воду 10 ноября 1962 года. В том году к нам и пришёл. В нынешнем ему стукнет 55 лет. Основной задачей «Садко» в масштабах нашего завода было обеспечение ходовых испытаний подводных лодок и надводных кораблей, судов гражданского назначения, буксировочных операций как в северо-двинском порту, так и в условиях Белого моря. И не только. С ответственным заданием командования Северного флота дизель-электроход ходил на Новую Землю. В его активе - обслуживание первой для нас атомной подводной лодки К-33, первого в мире атомного ледокола «Ленин», легендарной АПЛ «Ленинец», которой командовал Герой Советского Союза В.Л. Березовский. Выполнял «Садко» и другие ответственные задания.

Так, во второй половине 70-х годов прошлого века «Садко» был занят на буксировке речного танкера «Ижевск» из Беломорска в порт Новый, что в Обской губе. Через три моря – Белое, Баренцево и Карское, известное своим коварством, – он успешно провёл новый танкер. Довелось «Садко» помогать выбираться из ледового плена Печоры и Печорской губы сухогрузу Северного речного пароходства «Виктор Корякин». Если бы не экстренный приход дизель-электрохода в Нарьян-Мар, то неизвестно, как бы сложилась судьба сухогруза, сдавленного мощными льдами.

В тот период водным цехом руководил Николай Жарихин, впоследствии заслуженный работник транспорта РФ. Он флагману заводской флотилии уделял пристальное внимание, так как от боеготовности «Садко» зависели ходовые испытания заказов. В начале нового века судно заметно обновили. Здесь поставили мощную радиостанцию, наладили спутниковую связь, «прописали» новую радиолокационную установку. Сделали всё для того, чтобы «Садко» в 2001 году отбуксировал на достройку в Норвегию рыболовный траулер «Архангельск». Это был первый зарубежный рейс дизель-электрохода. И последний.

В памяти команды «Садко» также обеспечение ходовых испытаний АПЛ «Екатеринбург», «Оренбург», «Рязань», «Брянск», индийской ДЭПЛ «Синдувир» и других подвод-ных лодок, кораблей и судов.

Напрашивается вопрос, почему морской буксир так долго держался на плаву и был работоспособен? Ответ простой. Все десятилетия «Садко» находился в надёжных руках капитанов Фёдора Ганзикова, Альберта Корзина, Алексея Глазачева, Василия Коптяева, Владимира Федотова и последнего из них - Евгения Лодочникова. Он и сегодня в этой должности поднимается на борт дорогого сердцу судна.

Плюс к сказанному, буксир модернизировался, регулярно проходил ремонт силами нашего завода, обновлялся новой техникой и приборами. Естественно, всё это помогало команде судна уверенно выполнять все задачи, связанные с испытанием заказов. Приходилось «Садко» выходить в море и при сильных штормах, и в суровой ледовой обстановке, но он все испытания выдержал. Неся на борту наименование «Садко» - в честь героя былин, иначе нельзя.

В декабре 2012 года дизель-электроход «Садко» свои полномочия флагмана заводской флотилии передал более мощному морскому буксиру XXI века «Александр Зрячев», построенному питерскими корабелами.

Вернёмся в заводской музей, где навсегда «бросила якорь» модель дизель-электрохода «Садко», сделанная столяром-умельцем заводского производства мебели бригадиром Максимом Лаптевым. Модель будет установлена в недавно оборудованном «отсеке» специально для этого экспоната в одном из залов второго этажа. Здесь уже обустроен стенд, на стеллажах которого выложены некоторые приборы, механизмы, фотографии и документы с «Садко». Отделяет «отсек» от основного зала оригинальная сетка, связанная из канатов такелажником цеха 22 Александром Никифоровым из бригады, которой руководит его родной брат Виктор. Сегодня это помещение одно из самых посещаемых мест в музее, что подтвердили ветераны завода и подплава, побывавшие здесь на «большом сборе», посвящённом Дню моряка-подводника. Вот так на нашей верфи умеют беречь память о легендарных судах, к которым относятся 106-летний колёсный пароход «Н.В. Гоголь» и 55-летний дизель-электроход «Садко».

Анатолий ПОПОВ

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий