Новости Северодвинска и Архангельской области

Возвращение русской «Акулы»

31.10.2014
Изменить размер шрифта
Подлодка «Акула» на слипе верфи. Офицер на первом плане – не кто иной, как Иван Григорьевич Бубнов, выдающаяся личность из числа создателей кораблей первого русского подплава. Фото из архива Олега Химаныча

Почти сто лет эта подлодка и ее моряки числились пропавшими без вести.

В год столетия начала Первой мировой войны, а точнее 23 июня 2014 года, дайверы из эстонской команды Deep Explorer обнаружили на 30-метровой глубине Финского залива обломки неизвестного корабля. При последующих погружениях они установили, что это подлодка, причем легкий корпус ее, изъ-еденный коррозией, большей частью осыпался, более или менее сохранилась кормовая часть.

Финский залив – место сражений двух мировых войн - стал местом гибели множества кораблей, и руководитель команды Deep Explorer Танел Урм вначале предположил, что это останки советской подлодки типа «Щука» или «Малютка». Эстонским дайверам понадобились дополнительные погружения и помощь коллег из команды аквалангистов российского поискового проекта «Поклон кораблям Великой Победы», а также латвийских водолазов. Совместными усилиями они окончательно выявили важные признаки корабля: три винта и один перископ, а 29 июня при очень хорошей видимости под водой под слоем ила, водорослей и ракушек им удалось прочесть надпись на левой стороне кормовой части подлодки – «Акула».

Важный для морских историков-исследователей факт: «Акула» - первая ощутимая потеря русских подводников Балтийского флота в Первой мировой войне. Эрик Александрович Ковалёв, бывший командир советской атомной подлодки-ракетоносца К-207, кстати, построенной в Северодвинске (заказ № 400), а сегодня автор, пожалуй, самой полной и легкой для прочтения научно-популярной монографии о русских подводниках того времени, сообщает: «Подводная лодка «Акула» пропала без вести в районе Либавы. Лодка, имея на палубе четыре мины заграждения, шла для их постановки в район Бернатен-Папензее. Последний раз лодку видели 15 ноября у острова Эзель.

Предположительно она погибла в результате аварии (перевернулась и затонула в шторм) или подорвалась на германской мине». В самом деле, судя по тому, что носовая часть корабля оторвана, с большой долей вероятности можно предположить: во время хода в надводном положении «Акула» напоролась на мину.

Руководитель проекта «Поклон кораблям Великой Победы» Константин Богданов за-явил корреспонденту агентства Regnum: «Пока нет точных данных, сколько на борту подлодки было моряков, известно только, что в этом последнем боевом походе кораблем командовал капитан II ранга Н.А. Гудим. Однако Эрик Ковалев уточняет: погибли 33 человека, и называет имена некоторых: командир Николай Гудим, лейтенант Константин Копец, лейтенант Карл фон Герсдорф, мичман Чистовский.

«Акула» создавалась как первая русская подводная лодка для действий на дальних морских коммуникациях, ее сразу отнесли к классу «больших». Проект ее был утвержден флотским ведомством и допущен к строительству в 1905 году. Масса корабля - порядка 400 тонн, лодка однокорпусная и безотсечная, с расположением цистерн главного балласта в оконечностях, палубных – в надстройке, средних – в прочном корпусе. Носовая и кормовая цистерны главного балласта заполнялись помпами, палубные – самотеком, средние – через кингстоны. Осушение производилось центробежными реверсивными насосами. Три реверсивных 

4-цилиндровых дизеля, каждый из которых работал на свою линию гребного вала. Управление движением лодки осуществлялось вертикальным рулем и двумя парами горизонтальных.

Строительство «Акулы» шло тяжело, целых четыре года, со многими недоработками, неисправностями, даже авариями. На затянувшихся испытаниях «Акула» так и не могла достичь проектных требований, в том числе и по скорости. Не случайно о лодке родилась обидная, но отчасти справедливая поговорка местного значения: «Подлодка «Акула» - год плавала, три тонула». Заметим, при постройке на Балтийском заводе и первое время после сдачи ее флоту «Акулой» командовал известный русский подводник Сергей Николаевич Власьев. Благодаря в том числе и его настойчивости проект был доведен до конца, хотя и не всех проектных параметров удалось достичь. Вместе с тем отметим, что «Акула» послужила прототипом для последующих подводных лодок конструкции Ивана Григорьевича Бубнова - типов «Морж» и «Барс», была одной из первых русских лодок, оснащенных устройством РДП (подобие немецкого «шноркеля» второй командир лодки Н.А. Гудим разрабатывал еще в период своей службы на Дальнем Востоке). К слову, 23 мая 1915 года «Акула» на Ревельском рейде демонстрировала перед моряками-балтийцами практическое применение данного чуда техники.

Началась Первая мировая, и почти сразу, 4 сентября 1914 года, выяснилось: «Акула» нуждается в капитальном ремонте механизмов и палубных цистерн. По этому поводу начальник I дивизиона доносил начальнику бригады подлодок: «Необходимы бесшумные глушители. 26 августа лодка была обнаружена исключительно по шуму моторов и атакована неприятельскими миноносцами… Новые «шумоукротители» должны быть установлены самой совершенной в настоящее время системы». Внимание, специалисты-акустики: вот, оказывается, когда уже велась борьба за бесшумность русских подлодок! Всего за кампанию 1914 года «Акула» выполнила три торпедные атаки. Все они оказались безрезультатными.

Здесь надо заметить, что, в целом, первые боевые походы и других русских подлодок высокой результативностью не отличались. Связано это было как с несовершенством минно-торпедного оружия начала XX века, так и с недостаточной боеготовностью русских подводных сил. Английские моряки, обладавшие, несомненно, более совершенными подводными кораблями и более отлаженной организацией службы на них, тогда же и на том же Балтийском море достигали впечатляющих успехов.

По боевому расписанию, весной 1915-го «Акула» входила в состав III дивизиона дивизии подлодок с местом базирования в Ревеле. Командовал лодкой капитан II ранга Николай Александрович Гудим. Подробнее о нем. Николай Гудим – из дворян Орловщины, выпускник Морского корпуса, прошел школу молодого офицера на надводных кораблях, воевал с Японией на крейсере «Россия», затем окончил Подводный офицерский класс, причем самый первый его выпуск. Экипаж первой своей подводной лодки «Скат» Сибирской (читай – Тихоокеанской) флотилии Гудим возглавил в 1907-м в свои двадцать пять. Отзывы по службе на ней, как и в последующем на подлодках «Окунь», «Дракон» и «Акула», он имел превосходные: грамотный, изобретательный офицер, умелый минный специалист и навигатор, талантливый тактик – автор первого русского учебника «Тактика подводных лодок». О боевой лихости Николая Александровича его командиры писали так: «Гудим вообще никогда не останавливается перед препятствиями».

Выписки из журналов боевых действий говорят о том, что летом 1915 года команда «Акулы» занималась, условно говоря, рутинной военной работой: выходила на позиции, несколько раз пыталась атаковать вражеские корабли, но без успеха, точно так же и сама подвергалась атакам, в том числе германских гидросамолетов. Впрочем, случилось одно ЧП: 27 августа при пробном погружении на Ревельском рейде лодка приняла в свою аккумуляторную яму полторы тонны воды через перекошенный при закрывании клапан батарейной вентиляции.
И вот трагический поход ноября 1915-го…

В гибель подлодки «Акула» отказывались верить. И не верили. В течение еще трех последующих месяцев командир дивизиона распоряжался выплачивать морякам «Акулы» их месячное жалованье. И только затем полученные на них деньги вернули в казначейство.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Фото

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий