Новости Северодвинска и Архангельской области

Ушёл последний «пионер»…

22.11.2017
Изменить размер шрифта
У Северодвинска тоже был свой теплоход «пионер» - «Пионер Северодвинска». Фото из архива Олега Химаныча.

На прошлой неделе теплоход-сухогруз Северного морского пароходства «Иван Рябов» совершал последний в своей истории рейс - из Архангельска с грузом пилолеса в египетский порт Александрия. Далее у судна порожний переход в Турцию, на судоразделочный завод.

Факт этот, прямо скажем - навевает на многих моряков моего поколения ностальгические воспоминания, ведь «Иван Рябов» оказался последним из теплоходов очень известной серии транспортных лесовозов-пакетовозов, прозванных «пионерами». И здесь своя история…

В семидесятых годах прошлого столетия корабелы Выборга построили серию из двадцати пяти единиц, причём головное судно назвали «Пионером Москвы». А следом пошли другие – «Пионер Камчатки», «Пионер Сахалина»… Отсюда и просторечное поименование всей серии…

Суда сначала строились для Сахалинского и Дальневосточного пароходств, но уже вскоре, когда они зарекомендовали себя с самой лучшей стороны, их пожелали приобрести и другие грузоперевозчики. Так получилось, что больше всего их поступило в состав нашего Северного морского пароходства. И конечно, три из них сразу же получили названия с местным звучанием – «Пионер Архангельска», «Пионер Северодвинска», «Пионер Онеги». А с ними под флаг Архангельска пришли ещё и теплоходы-«пионеры», наречённые по именам союзных и автономных республик, например Казахстана, Литвы, Молдавии, Эстонии, Карелии, Якутии… Правда, были в этом списке теплоходов архангельской приписки три исключения - «Павел Корчагин» и полученные позже из транспортного флота ГДР «Иван Рябов» и «Технолог Конюхов».

Лично свидетельствую: отличные теплоходы, возможно, одни из лучших, какие создали советские судостроители! Мне доводилось ходить в Арктике на «Пионере Литвы» и «Пионере Онеги», и как они вели себя под напором льдов, как управлялись, как шли на штормовую волну, знаю не понаслышке. У «пионеров» был корпус усиленного ледового класса, и мне, видимо, уже никогда не забыть, как «Пионер Онеги» сопротивлялся ледовым сжатиям пролива Вилькицкого, когда даже такой отчаянный арктический рубака, как атомоход «Россия», вынужден был пережидать навалы многолетних паковых льдин.

Грузоподъёмность «пионера» - более пяти с половиной тысячи тонн, мощный и надёжный двигатель, четыре вместительных трюма, в которые можно было брать и генеральные грузы, и пилолес, и контейнеры, мощные грузовые стрелы-тяжеловесы, – как говорится, что ещё можно пожелать морякам, идущим в Арктику?! Поэтому и на Севморпуть «пионеры» направлялись каждую навигацию. Вообще, случались годы, когда они являлись здесь главными судами-снабженцами. Впрочем, не только в Арктике заработали они прекрасную репутацию, но и в многомесячных плаваниях к самому южному континенту: архангельские «Павел Корчагин» и «Пионер Эстонии» были участниками советских экспедиций в Антарктиду…

Однако у всего есть свой срок. И кораблям приходит час списания и утилизации. Архангельские «пионеры» уходили под газовые резаки в течение последних десяти лет, а недавно ушёл и последний – «Иван Рябов».

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий