Новости Северодвинска и Архангельской области

«Севморпуть» лишний?

22.02.2013
Изменить размер шрифта
Фото из архива Олега Химаныча

Речь об уникальном атомном судне, построенном в 1988 году на керченском заводе «Залив». Название его – «Севморпуть», специализация – лихтеровоз (ледокольно-транспортный баржевоз), сердце судовой энергетической установки – ядерный реактор. 

На момент сдачи в эксплуатацию 260-метровый лихтеровоз водоизмещением 62 тысячи тонн явился четвертым по счету атомным гражданским судном, которое намеревались использовать в коммерческих целях. Пошли по этому пути и в Советском Союзе, решив продемонстрировать возможность грузоперевозок атомными судами в период транспортного бума в Арктике. Однако, как и у зарубежных атомных аналогов – американское грузо-пассажирское судно «Саванна» (1962), немецкое грузовое судно «Отто Ган» (1968), японское исследовательское судно «Муцу» (1974), судьба «Севморпути» сложилась неудачно. В 90-х судно, имея усиленный ледовый класс, работало в международных и российских водах в качестве… ледокола. Затем благодаря «экономическим реформам» господина Е. Гайдара российский Северный морской путь настолько зачах, что и необходимость в уникальном атомном перевозчике отпала. К слову, судно могло разом брать на борт 1324 контейнера типа ИСО или 74 грузовых лихтера типа ЛЭШ. Тогда «Севморпути» смогли найти работу на линии Мурманск – Дудинка – Мурманск. За границу судно уже не пускали портовые ограничения, введенные за рубежом. Однако мурманчане, нужно отдать должное, продолжали бороться за судьбу «Севморпути» и в 2007-м предложили переоборудовать его в плавучую буровую установку. Однако инвестора для воплощения этой идеи так и не нашли.

В 2009 году генеральный директор Атомфлота Вячеслав Рукша признал, что работы для «Севморпути» нет и что его судьба решена: «...Если такая ситуация сохранится и в 2010 году, то придется сдать его «на иголки». А мог бы прослужить еще лет 15»…
Летом прошлого года «Севморпуть» был исключен из списков Российского морского регистра, и сегодня судно продолжает стоять у причала мурманской базы Атомфлота, в какой-то степени противореча широковещательным заявлениям российского правительства о возрождении Северного морского пути.

Олег АНДРЕЕВ


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий