Новости Северодвинска и Архангельской области

«Предельно честная книга…»

21.07.2017
Изменить размер шрифта
Называется она «Montcalm – арктический ковчег». Автор – морской историк Олег Химаныч, редактор «Корабельной стороны». Это его двенадцатая книга. Как и в предыдущих его работах, в основе художественно-документальное повествование о событиях нашей истории в географическом пространстве Арктики, Архангельска, Молотовска (Северодвинска).

От факта до полной версии
Тема необычна - бывший канадский ледокольный пароход Montcalm, переданный Советскому Союзу в 1942 году, судьбы его моряков и пассажиров. И дело не только в полярных эпопеях, в которые был вовлечён корабль. Среди тех, кто оказался в ауре событий парохода, как выяснилось, немало известных – капитанов, полярников, Героев Советского Союза, орденоносцев. К сожалению, к событиям войны в Арктике, как и самых первых лет после неё, историки обращались редко. Поэтому выход ещё одной книги о малоизвестном периоде важен сам по себе.

Есть и другая примечательность: именно пароходу Montcalm, правда уже получившему новое имя – «Прончищев», суждено было стать первым заказом молотовского завода №893, то есть обозначить корабельное начало в истории ныне крупнейшей судоремонтной верфи России – ЦС «Звёздочка». Об этом факте в коллективе предприятия, конечно, знают, но сейчас выходит в свет самая полная версия биографии Montcalm – «Прончищева», причём дополненная редкими фотоснимками.

Читателям «Вечернего Северодвинска» содержание новой книги отчасти знакомо, поскольку отдельные её фрагменты публиковались в газете. Уже тогда рукопись вызвала отклики – в редакцию писали люди, чью память растревожил полярный корабль. Некоторые их воспоминания успели войти в окончательный вариант книги. Были и отзывы историков, литераторов. Вот один из них… 

Только корабли - живые памятники…
Полное название книги - «Montcalm – арктический ковчег. Первый заказ северодвинской «Звёздочки». Рассказывая на её страницах о ледокольном пароходе Montcalm («Прончищев»), Олег Химаныч сетует 

на историческую забывчивость, свойственную людям. Иной раз и в самом деле кажется, десятилетиями мы жили «под собою не чуя страны». Но уже само создание книги – кропотливый архивный и литературный труд автора, неравнодушные его помощники, которых он как исследователь собрал вокруг себя, свидетельствуют об ином - память о самом важном неистребима. Показательно и то, что книга Олега Химаныча выходит при содействии центра судоремонта «Звёздочка», корабельная летопись которого как раз началась с приходом сюда ледокольного парохода «Прончищев». Значит, и на «Звёздочке» есть те, кто дорожит историей крупнейшей судоремонтной верфи России.  

Тяжёлые времена для страны – война и послевоенное бытие, их подробности, отражённые через нелёгкую морскую работу, сохранились и на скупых страницах архивных документов, и в сердцах людей. Оттого повесть о ледокольном пароходе Montcalm («Прончищев») читается как книга о судьбе конкретного человека, а потому кажется, что и в железном чреве корабля жила-была его душа. И тогда как же его металлу не пропитаться людским горем – подчас запредельным для понимания современным человеком?

Путь Montcalm к русским берегам начался в союзном конвое PQ-15, а с лета 1942 года он стал единственным пассажирским судном в Советской Арктике. Иной раз он брал в рейс сотни человек, и эти люди в условиях войны, часто во льдах, штормах, в любую непогоду, жили и болели, умирали и рождались на борту парохода. И часто голодали - как во время войны, так и не один год после неё. Не потому ли в книге так часто звучат слова о хлебе насущном?!

Montcalm возил по Севморпути полярных зимовщиков и строителей, моряков и портовиков. Но были и спецпереселенцы, и заключённые Норильсклага... Пароход стал свидетелем не только войны в Арктике, но и послевоенной эйфории – «расслабухи», как иные называли время нетрезвых возлияний, воровства и проступков, порой приводивших на скамью подсудимых. Тяжким было то время и нелёгким труд в Арктике – не каждому он оказался по плечу.
«Корабли начинаются с имени, – писал Виктор Конецкий. – Судно – единственное человеческое творение, которое удостаивается чести получить при рождении имя собственное. Кому присваивается имя собственное в этом мире? Только тому, кто имеет собственную историю жизни, то есть существу с судьбой, имеющему характер, отличающемуся ото всего другого сущего…»

Родившись в 1904 году, канадский пароход Montcalm был назван в честь командующего французскими войсками времён Семилетней войны - конкретного исторического лица, которого как героя поминал Джеймс Фенимор Купер в романе «Последний из могикан». В 1948 году корабль получил новое имя – «Прончищев». И это тоже знак людской благодарности Василию Васильевичу Прончищеву, который ещё в XVIII веке проложил на карте отрезок Севморпути в самом труднодоступном в то время районе Арктики. По местам, впервые увиденным и описанным Прончищевым, Montcalm («Прончищев») ходил много раз, и нет в том случайности. «Смысл жизни судна – движение, – рассуждал Виктор Конецкий. – Любое движение в пространстве есть беспрерывная смена обстоятельств и свойств среды вокруг… И чем сложнее существо, тем таинственнее его связь с собственным именем».

Многообразные и в чём-то схожие людские судьбы главным образом и создают облик времени, зримо и объёмно представленного Олегом Химанычем в документальной повести. Вероятно, самым сложным для автора было найти живые подробности в биографиях людей, работавших на пароходе. Но он постарался их не забыть: поимённо назвал мальчишек «зуйков» – юнг, пришедших на Montcalm в войну, самоотверженных женщин, работавших на пароходе, механиков, кочегаров, матросов, штурманов, помполитов и, конечно, капитанов. О каждом из них Олег Химаныч рассказывает. Например, о Борисе Николаевиче Макарове, который и до войны, и после неё командовал мурманскими линейными ледоколами, включая легендарные «Ермак» и «Красин». Между прочим, командовал он и «С.А. Леваневским» – тем самым ледокольным пароходом, на котором Виктор Конецкий и Георгий Данелия осенью 1960-го ходили в восточный сектор Арктики для снабжения островных полярных станций и доработки сценария фильма «Путь к причалу». Так иногда через годы судьба незримо связывает известных людей.

Вспомнил автор и Фреда Слокомба, канадского капитана, передавшего пароход советской стороне, – тоже знаменитого моряка и тоже с необычной биографией! «Кто в море не бывал, тот Богу не маливался», – говорили поморы. Вот и Слокомб, побратавшись с морем, впоследствии стал священником. Видно, и здесь пролегла та тонкая, но прочная нить судьбы…
Люди Montcalm («Прончищев»), экипаж и пассажиры, – как не рассказать о них?! Многие из моряков заслуженно удостоены высоких наград не только на полях сражений Великой Отечественной, но и за доблестный труд в море. Разве не достойны они благодарной памяти потомков, как и сам корабль?!

«Только корабли – живые памятники», – считал Виктор Конецкий. Montcalm («Прончищев»), в последние свои годы ставший плавказармой, закончил век на судоразделке шестьдесят лет назад. Но имя этого арктического трудяги, имена людей, служивших, работавших на нём, останутся на страницах добросовестной и предельно честной книги Олега Химаныча.

Татьяна АКУЛОВА-КОНЕЦКАЯ, генеральный директор  
Морского литературно-художественного фонда 
имени Виктора Конецкого (Санкт-Петербург)


Выход в свет и на… экран
Типографской составляющей книги «Montcalm – арктический ковчег» сегодня занят коллектив северо-двинского ЗАО «Партнёр», чья продукция известна высоким качеством. К слову, и предыдущие книги автора – «Кузькина мать» Никиты и другие атомные циклоны Арктики» и «Новоземельская твердыня» – издавались и переиздавались в ЗАО «Партнёр».
Наконец, если давать осторожный аванс, то у новой книги, возможно, будет и воплощение на экране. По крайней мере, исторической биографией ледокольного парохода Montcalm («Прончищев»), судьбами его людей уже интересовались режиссёры и сценаристы из двух творческих  объединений телевизионных фильмов.

Олег АНДРЕЕВ


         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий