Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Новости Северодвинска и Архангельской области

Первый капитан «Звёздочки»

02.06.2019
Изменить размер шрифта
За 65-летнюю историю ЦС «Звёздочка» капитанами предприятия были только три специалиста водного цеха 22: Александр Кузнецов, Александр Рогов и Николай Андреев – нынешний флагманский капитан заводской флотилии. Сегодня вспомним о первом капитане предприятия.

В цех 22 Александр Иванович Кузнецов поступил в 1958 году. В подразделении обрадовались: к ним пришёл опытный мореход. Кузнецова назначили диспетчером и одновременно капитаном предприятия. В начале 60-х заводская флотилия состояла из морского буксира дизель-электрохода «Садко», речных буксиров-толкачей «Малахит» и «Волхов», танкера «Осетия» и нескольких плавКДП. Все эти суда использовались для обслуживания заказов, поступающих на завод для ремонта.

В год прихода Кузнецова на предприятие у заводских причалов кантовались одна дизельная подводная лодка, пять надводных кораблей и шесть судов гражданского назначения. Всё это надо было обслуживать цеховым плавсредствам. Александр Иванович был человеком требовательным, практически еженедельно делал обход всех судов, дабы убедиться, что они готовы выйти на фарватер заводской акватории по первому зову. Все заказы Военно-Морского флота он лично провожал в море. Был в его практике и оставшийся в памяти на всю жизнь дальний поход на Новую Землю, когда дизель-электроход «Садко» выполнял ответственное задание. Во второй половине 70-х годов дизель-электроход выполнил буксировку речного танкера «Ижевск» из Беломорска в порт Новый, что в Обской губе. Через три моря – Белое, Баренцево и Карское – провёл «Садко» этот новый танкер. Поход контролировал Кузнецов.

С открытием на предприятии в 1965 году наливной док-камеры забот у капитана предприятия заметно прибавилось. Надо было за короткий срок обучить команды буксиров грамотной постановке заказов на стапели док-камеры, контролировать надёжность её работы, поддерживать тесные связи с командирами кораблей. Александр Иванович сам лично впервые заводил в1965 году в док-камеру АПЛ К-149 (заказ 907). А потом лодки и корабли пошли сюда потоком, что происходит и сегодня.

В практике капитана предприятия были очень серьёзные моменты при постановке заказов, но он, посоветовавшись с руководителями и специалистами цеха, всегда находил правильный выход, что может подтвердить бывший начальник подразделения заслуженный работник транспорта Российской Федерации Николай Жарихин.

Например, встреча в Белом море первого в мире атомного ледокола «Ленин», шедшего своим ходом на наше предприятие для ремонта и модернизации. Дизель-электроход «Садко» вместе с другими буксирами помогал арктическому исполину швартоваться к причалу на южных Яграх. В 1970 году после ремонта Кузнецов обеспечивал ходовые испытания ледокола в море и провожал его в Заполярье. В памяти Александра Ивановича долго жили и встречи с командирами первой для предприятия АПЛ  К-33 и АПЛ К-137, которыми  соответственно командовали будущие Герои Советского Союза и адмиралы Лев Матушкин и Вадим Березовский. Он встречал эти лодки и надёжно обеспечивал их ходовые испытания, за что неоднократно получал от командиров благодарности. А это дорогого стоит. Александр Иванович, будучи капитаном предприятия, воспитал для цеховой флотилии не одного профессионального судоводителя.

Сегодня  у завода есть новые современные суда, их команды изучают опыт работы коллег прошлого века и умело его используют. 
Александр Кузнецов ушёл из жизни в 2005 году, оставив о себе добрую память. Цех 22 передал заводскому музею его мегафон, которым он пользовался не одно десятилетие, а дочь принесла капитанскую фуражку отца. Недавно музей пополнился и моделью дизель-электрохода «Садко», на котором любил выходить в море первый капитан предприятия. У нас на предприятии умеют беречь память о замечательных тружениках.

Анатолий ПОПОВ
Фото из фонда заводского музея
Газета "Вечерний Северодвинск", 22-2019

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий