Новости Северодвинска и Архангельской области

На реке навигация – на реке ледокол…

26.11.2014
Изменить размер шрифта
Фото Сергея Курилова (Архангельск)

Как в трудный час за вожаком, ходили суда за ледоколом «Ленин».

Говорят, первые две военные зимы на Мурмане и Архангельском Севере выдались очень жестокими. Особенно вторая – с сорок второго на сорок третий. Но и первая тоже доброй не была.

Морозы тогда ударили очень неожиданно и сотворили большую беду: в Белом море застряли сразу несколько транспортов, в их числе везшие в Архангельск людей, мобилизованных, было, на оборонные работы при Карельском фронте. По прибытии судов в порт жертв голода и холода в трюмах и на палубах санитары считали сотнями. Подробно об этой трагедии можно прочесть в моей книжке «Алтарь Победы» - в главе «Кандалакшский исход». Сегодня же рассказ о ледоколе «Ленин», который выкалывал изо льда Двинского залива те застрявшие пароходы и который в те же дни привел под разгрузку к нам в Молотовск первый союзный транспорт…

На тот период в Белом море в числе работоспособных «линейщиков» оказался лишь он – старый двухтрубный ледокол «Ленин». Более мощный «Сталин» стоял на ремонте и перевооружении и вышел в море лишь в декабре, «Микоян» еще только начал свой знаменитый транс-океанский переход на Север, а все прочие («Красин», «Ермак», «Степан Макаров») оказались в портах, далеких от нас.

«Сан-Амброзио» - так назывался британский (по другим сведениям - панамский) танкер. Водоизмещение его  7410 тонн, в грузу – 12 тысяч тонн, прибыл 24 ноября в составе союзного конвоя PQ-3, привез горючее. В Архангельске не было причалов, приспособленных принимать наливные грузы, и судно отправили в Молотовск. Двинский залив к этому времени уже прочно стал, пробиваться каравану пришлось через льды. 

О собственно ледоколе очень сжато: построен в 1916 году по заказу русского правительства в Англии, до 1921 года носил название «Александр», позже и два года – «Александр Невский», а уж потом ему присвоили имя вождя мирового пролетариата. Водоизмещение – 2800 тонн, длина – 85,6 метра, ширина – 65 метров, мощность машин - 7950 л.с.

Была у него очень важная особенность - сравнительно небольшая осадка (6,7 метра). Она-то и позволяла «Ленину» без опаски проходить мелководный район Березового бара, преграждающего вход в устье Северной Двины. И еще: винт в носовой части помогал ледоколу «изворачиваться» в узких пространствах речного устья. В силу этих конструктивных особенностей «Ленин», можно сказать, стал первым линейным ледоколом типа «река-море». Всего за войну, как подсчитано, он провел в порты Архангельска и Молотовска 778 судов, в том числе 343 иностранных.

Фотоснимков ледокола «Ленин» сохранилось немало, но в дальних полярных водах и во льдах, а если у причала, так чаще не в Архангельске.

Имена и судьбы
Эта фотография ледокола на Северной Двине попала мне в руки еще в 90-е, причем совершенно случайно: обнаружили ее в куче выброшенных в мусор бумаг одной из архангельских редакций, неравнодушные к истории люди переслали снимок в Северодвинск. На первом плане – каюр с собачьей упряжкой, на втором – сам ледокол, а еще дальше, как позже удалось рассмотреть на дубликате кадра, узнаваемы очертания Гостиных дворов Архангельска. Что и говорить, несомненная удача и для коллекционера, и для историка, ведь имелся еще и повод для поисков - на обороте фото карандашная надпись: «Доставка почты на ледокол» и уже фиолетовыми чернилами – «С. Курилов». Изначально я предположил, что это фамилия автора снимка, наскоро опросил знакомых краеведов, и буквально через пару дней мне позвонил Сергей Александрович Спирихин: Курилов действительно автор этого снимка.

Сергей Васильевич Курилов – мы с ним, к сожалению, не были знакомы лично, но рассказать о нем давно полагалось бы - архангельский фотомастер, причем из тех редких, кто еще до войны работал над летописью флота. Снимал он на «стекло» - первые фотоаппараты, если помните, выдавали негативы на стеклянных пластинках. Собранием работ Сергея Курилова, а о нем в свое время ходили-таки легенды, не случайно интересовался Николай Александрович Залесский – один из крупнейших советских историков-исследователей кораблестроения. Так вот: Курилов - уроженец Архангельска, родился в самом конце XIX века – в 1889 году. С 1936 года - фотокорреспондент Всесоюзного государственного литературно-иллюстрационного фотоиздательского треста «СоюзФото», позже - корреспондент редакции газеты «Речник Севера» (1938-1942), внештатный корреспондент Архангельской редакции радиовещания при облисполкоме, газет «Правда Севера», «Северный комсомолец», «Моряк Севера», внештатный корреспондент ТАСС по нашей области, член Союза журналистов с 1958 года. Такая вкратце биография…

Умер Сергей Васильевич в 1982-м. Как ни обидно, но своего фотографического наследия в полной мере нам не оставил. Хотя в Госархиве Архангельской области есть некоторые его, как указано, «фотографии о трудовой и общественной деятельности моряков, рыбаков, передовиков производства, виды Архангельска». Там же, помимо трудовой книжки, военного билета, автобиографии и характеристики С.В. Курилова, хранятся некоторые его «статьи, газетные заметки по истории Архангельска, о речных и морских судах, исследователях Севера».

Вообще, вся долгая и насыщенная событиями биография «Ленина» вовлекла в свой оборот судьбы десятков, если не сотен, известных стране людей. А памятуя о значимости этого ледокола для советского мореплавания, точнее будет сказать – не могла не вовлечь, и целую книгу о них можно было бы написать. Если же брать тех, кто к летописи Архангельского края оказался ближе, то прежде всего это Николай Иванович Хромцов. 

Он уроженец селения Инцы, его отец и мать – смотрители тамошнего маяка. Их сын, повзрослев, тоже пошел по морской линии – учился в Ленинградском морском техникуме, служил на Балтике во флоте и, кстати малоизвестная деталь, тогда же окончил курсы подплава. То есть скажем так: он почти из первых советских подводников. Почему «почти»? Служить на лодках не стал, а пошел на ледокольные пароходы по штурманской части. В 30-х Николай Иванович участвовал в нескольких советских высокоширотных экспедициях: «Александр Сибиряков», «Владимир Русанов», «Садко», «Дежнев», «Леваневский» - это его корабли, а 22 июня 1941-го, в первый день войны, Хромцов принял командование ледоколом «Ленин». На его борту в сентябре 1943-го он и умер от сердечного приступа в возрасте… сорока одного года! На износ работали люди. Похоронен капитан (или, как указано в справке о смерти, «командир ледокола, капитан-лейтенант») Николай Иванович Хромцов на Вологодском (Кузнечевском) кладбище Архангельска.

«Владимир Ильич»
В отставку двухтрубного ветерана отправили только в 1972 году. А перед этим ледоколу еще раз сменили имя. Когда на работу в Арктику отправился уже атомный «Ленин», чтобы избежать возможной путаницы в бумагах и радиоэфире, парового «Ленина» нарекли «Владимиром Ильичом»…

И кстати, вот еще что припомнилось. Стармех у нас в арктическом переходе на «Белозерсклесе» относительно своих коллег был молод, – в любом случае, «дедом» его по моряцкой традиции никак не назвать. В самом начале семидесятых его, тогдашнего курсанта мореходки, направили на практику в Одессу, как раз на «Владимира Ильича». Понятно, основное дело для курсанта-механика - все низы исползать. Оказался он с лампой-переноской в цистерне для пресной воды и потом, уже будучи стармехом, нам с восторгом рассказывал: стенки ее будто вчера с завода – хотя бы пятнышко или точка ржавчины! Там же и табличка на английском: «Верфь Армстронга». За более чем полвека металл воде не поддался! Вылез наш будущий «дед» из цистерны и побежал по палубам, на которых шпили и лебедки работали тоже с момента спуска ледокола на воду. И ведь на их железе такая же картина!

Умели англичане корабельную сталь лить и ледоколы из нее на века строить.
А между тем поэты не часто балуют ледовых бойцов своим вниманием. Вот отчего я сразу обратил внимание на стихотворение Виктора Данилова:

Был февралем 
под лед упрятан
Пролив, и в эту толщу льда,
Как в мох осенние опята,
Вросли торговые суда.
А по волнам, хромая тяжко,
К судам, не вставшим 
на прикол,
В пролив вошел 
в стальной рубашке
Двухтрубный старый ледокол.
Он лед крошил 
широкой грудью.
И следом, словно большаком,
За ним суда пошли, как люди
В суровый час за вожаком.

Точно не ведаю, но, мне кажется, строки эти о ледоколе «Ленин» военной поры.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий