Новости Северодвинска и Архангельской области

На флоте маршала встречали

17.12.2014
Изменить размер шрифта
Фото И. Никишова из архива Олега Химаныча

Сразу три легендарные личности оказались на снимке весны 1954 года.

А оказался он у меня в работе, благодаря Александру Шанину – известному знатоку российской старины и коллекционеру. Особого пристрастия к флоту за ним не замечал, но отдам должное: как только к Александру «приходит» фотография с необычным военно-мор-ским сюжетом, он тотчас звонит мне – и не для того, чтобы поделиться своим приобретением, а чтобы при случае она послужила моему расследованию, а в перспективе и публикации. Так сложилось и на сей раз со снимком, где в самом низу мелкими буковками имеется пометка – «Фото И. Никишова».

То, что люди запечатлены на палубе североморского корабля, легко было установить по надписи на лентах бескозырок, по задранным вверх стволам орудий 152-го калибра, а также по деталям палубных шпилей. Офицеры - в центре. Звания у них высшие – маршал и адмиралы, а с учетом высокого качества снимка узнать их в лицо тоже большого труда не составило.

Присутствуют, по меньшей мере, три, скажем так, легендарные личности. В центре - министр обороны СССР маршал Николай Булганин, по правую руку от него - главком ВМФ Союза Николай Кузнецов, по левую - командующий Северным флотом Андрей Чабаненко. Журналисты нынче часто грешат словом «легендарный», но применительно к этим троим оно в самом деле уместно. Какую оценку дают им современные историки - вопрос второй, но совершенно точно - легенды о них бытуют.

Николая Александровича Булганина принято считать партийным и государственным деятелем эпохи Сталина-Хрущёва. Отсюда и некоторое, я бы сказал, пренебрежительное отношение к его личности со стороны историков-либералов, дескать, типичная биография с происхождением из рабочей семьи, службой в органах ВЧК и последующим восхождением по так называемой чиновно-аппаратной лестнице. Во-первых, это не совсем так. И потом уникальный момент все-таки есть: Николай Александрович  Булганин является единственным человеком в истории СССР, который трижды возглавлял правление Госбанка страны и дважды — Министерство обороны. Кроме того, он оказался единственным министром обороны, который с этой должности ушел на пост председателя Совета Министров (премьера). Булганин воевал, являлся членом ГКО, Ставки Верховного Главнокомандующего, членом Военного совета ряда фронтов (звание маршала ему присвоили в 1947 году), он Герой Социалистического Труда. В 1955-м на посту министра обороны его сменил Георгий Жуков – заслуженный полководец, однако печально известный своим на редкость пренебрежительным отношением к флоту. Маршал Булганин этим изъяном не страдал. На кораблях он бывал довольно часто, причем на всех четырех советских флотах. Более того, в 1956 году, являясь уже премьером Союза, участвовал в знаменитом походе крейсера «Орджоникидзе» с официальным визитом в Англию. И еще одна любопытная деталь: Николай Александрович состоял в родстве с главкомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым, поскольку дочь Булганина вышла замуж за сына адмирала.

Николай Герасимович Кузнецов. Прошлым летом 110 лет со дня его рождения отметили все истые моряки России. Адмирал флота, Герой Советского Союза, дважды опальный по политическим мотивам адмирал, крупный аналитик и практик, мужественный человек, один из немногих наших военачальников, не страшившийся ради дела возражать «вождю и учителю народов», он сегодня является своеобразным символом нашего Военно-морского флота. А тогда, в мае 1954 года, Кузнецов сопровождал Булганина в его поездке на Северный флот. Если не ошибаюсь, это был его последний вояж сюда: 

17 февраля 1956 года главкома Н.Г. Кузнецова отправят во вторую незаслуженную и уже последнюю отставку. Яркая жизнь и заслуженная легенда!
Андрей Трофимович Чабаненко – командующий Северным флотом в самом начале его восхождения к славе самого мощного и боеспособного флота страны. Он принял командование в апреле 1952 года. В последующем Чабаненко (цитируем по справочнику) «удалось создать мощную строительную базу, необходимую для скорейшего развертывания баз флота. Он разработал тактику действий подлодок в ударно-поисковых и разведывательных завесах, которую практически отработал на учениях». Андрея Трофимовича буквально боготворил ныне покойный Герой Советского Союза контр-адмирал Вадим Березовский, а тогда, при командующем флотом А.Т. Чабаненко, – начинающий командир дизельной подлодки 613-го проекта. Об этом Вадим Леонидович не раз признавался в наших беседах. Между прочим, и самые первые атомоходы появились на нашем флоте в годы, когда им верховодил Андрей Трофимович.

Сегодня имя адмирала Чабаненко носит большой противолодочный корабль, а потому можно сказать - строка из легенды легла на корабельный борт.
Сложнее оказалось установить время и место, где сделан снимок И. Никишова. Что за корабль и по какому поводу посетили его высокие чины? Для этого пришлось обратиться и к архивам, и к непосредственным свидетелям событий, которые, по большой удаче, довольно скоро нашлись и в Северодвинске, и в Архангельске. А вместе с ними, к слову, нашлись и многие другие фотографии того же дня - 11 мая 1954 года в Североморске.

Итак. Маршал Николай Булганин в ранге министра обороны посещал Северный флот лишь однажды – с 11 по 13 мая 1954 года. И тогда его действительно сопровождали главком ВМФ Николай Кузнецов и командующий флотом Андрей Чабаненко.

Куда моряки обычно ведут высоких гостей? На флагманские или самые современные корабли. Таковыми на тот день были артиллерийские крейсера «Железняков», «Чапаев» (оба проекта 68) и «Александр Невский» (проект 68-бис). Все они прибыли служить на Север с Балтики. Самый новый из них - «Александр Невский» появился на рейде в феврале, то есть всего за два с половиной месяца до приезда Булганина.

Правда, высказывали мне и такую версию: якобы на одном из фото, где Булганин поднимается по парадному трапу, запечатлен его визит на крейсер «Мурманск» в… 1956 году (?!). Но по документам Булганин после мая 1954 года и до конца своей карьеры министра обороны (9 февраля 1955 года) на Северном флоте не бывал. По этой же причине никак не мог он при маршальских погонах посещать «Мурманск», ведь тот впервые прибыл в Североморск с молотовского завода №402… 29 октября 1955 года.

Зато в официальной хронике значится: с 11 по 13 мая 1954 года крейсер «Александр Невский» под флагом министра обороны (!), в сопровождении крейсера «Железняков» и еще одиннадцати эсминцев совершил переход из Североморска до Йоканьги и обратно.

Из тех фотографов-любителей, кто снимал Булганина и сопровождавших его лиц в Североморске, отметил бы работы Ивана Алексеевича Кравченко, боцмана печально знаменитой ракетной подлодки С-80. Он в тот день оказался на берегу и свидетельствовал о том, что гости, прежде чем оказались на причале и сели на катер, прошлись по улицам Североморска. А любопытствующий народ поглазеть на Булганина и Кузнецова сбегался толпами. Лучше всего эту стихийную многолюдную процессию было видно с палуб плавбазы «Печора», которая тогда стояла у главного причала. Оттуда и фотографировали многие моряки. С «Печоры», кстати, были сделаны и снимки посадки Булганина на адмиральский катер «Орленок» (бывший ленд-лизовский торпедный), выхода его на внешний рейд.

На снимках есть любопытный момент. На упомянутом фото И. Никишова при прохождении строя моряков на борту «Александра Невского» Булганин в фуражке маршала, а когда идет улицами Североморска, поднимается на крейсер и в ряде других случаев – в шапке, как Кузнецов и Чабаненко… Еще один из участников тех событий пояснил: «Шапку маршалу вручили сразу по прибытию из Москвы. Хотя и май месяц был, а на Северах он не такой, как в столице… На улицах, на причале, на рейдовом катере Булганин в шапке. А там, где полагались церемонии по уставу, шустрый интендант непременно снабжал маршала фуражкой…»

И вот на что еще обратит внимание серьезный историк: снимков в тот день было сделано множество: есть качественная официальная хроника, и есть фото любительские, с простеньких аппаратов – они и качеством, и композицией явно хуже. Однако нюанс в следующем: была весна 1954-го, то есть всего чуть больше года минуло, как умер «вождь и учитель», а в Североморске, главной базе Северного флота, уже не глядели на человека с фотоаппаратом как на шпиона. Боцман Кравченко мне так сказал: «Никаких запретов не было. «Лейки», «Любители» и самые первые «Смены» имелись, конечно, не у всех (все-таки стоили они в ту пору недешево. – Прим. О.Х.), но они были. Никто не запрещал фотографировать ни высших офицеров, ни самого маршала. Этим пользовались и моряки, и гражданские, когда Булганин, Кузнецов и Чабаненко оказывались буквально в паре метров от них…»

Не правда ли, сказанное, если не разрушает ныне навязываемое «либералами» представление, то уж точно рождает сомнения в существовании некоего тоталитарного государства с именем Советский Союз?

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий