Новости Северодвинска и Архангельской области

Мишки на Севере

17.11.2013
Изменить размер шрифта
Случается и такое соседство. Но, во-первых, отобедать явился двухгодовалый медвежонок, а во-вторых, зачем ему кровожадничать, когда теплой и калорийной пищи в кормушке свинарника вполне хватит на всех. Фото из архива ЦП РФ

«Не верьте россказням, мол, мы, полярники, с белыми медведями запанибрата».

Наблюдал в своё время и в нескольких портопунктах Севморпути такую нехорошую манеру - прихвастнуть перед арктическим новичком. Медведи вовсе не экзотика, они реальная угроза.

Вот и существующий запрет на выход человека за пределы гарнизона Белушьей губы, можно сказать, написан кровью, ведь в большинстве случаев хозяин Арктики с людьми не церемонится. Уверяю, полярники немало расскажут не только о своих забавах с мишками на Севере, но и о трагедиях, с непременно леденящими душу подробностями.

Белый медведь (Ursus maritimus Phipps) – самый крупный наземный хищник. Обычная длина тела взрослой особи достигает 2-2,5 метра, но встречаются экземпляры 2,8, а то и трех метров. Масса взрослого зверя может достигать от 800 килограммов до тонны. Окраска медвежьего меха - от чисто-белой и жёлтоватой до соломенно-жёлтой и серой. Впрочем, она может изменяться в зависимости от сезона года, возраста, упитанности. Миграцию медведя во многом определяют дрейфующая кромка льда, а также изменчивое состояние (образование или распад) ледовых полей. В конце 90-х годов прошлого века ученые определяли карско-баренцевоморскую популяцию белого медведя числом от 20 до 40 тысяч особей.
Мнения о размножении и распространении хозяев Арктики доводилось слышать разные. В частности, звучало, что ныне зверь этот расплодился достаточным числом, чтобы исключить его из Красной книги и вести регламентированный отстрел. Однако есть и противники такого предложения, которые полагают, что в безлюдных районах Северного Ледовитого океана белый медведь не столь уж опасен. Последнее в отношении Новой Земли вряд ли подходит, поскольку она заселена человеком несоизмеримо больше, чем другие российские острова Арктики и соседство с этим хищником здесь имеет свои особенности. Скажем, поскольку зверь занесен в Красную книгу, то отстрел его производится в самых крайних случаях, когда он представляет реальную угрозу жизни человека.

В этом году лето выдалось аномально теплым во всей Арктике. На Новой Земле, в частности, ледовый припай оторвало и отнесло от берегов внезапно. Медвежья популяция не успела «отъехать» на льдинах в океан, как это обычно бывает, и многие особи вынуждены были остаться в окрестной тундре. Впрочем, посещать окрестности поселка Белушья Губа, причем целыми семьями, они не стеснялись.
У медведей, между прочим, как и у людей, разный характер. Один будет часами упорно ломиться в железную дверь обитаемого жилища и держать в осаде краснофлотцев. Другой, напротив, пройдет по диагонали весь поселок, демонстрируя полную индифферентность, мол, ничего-то мне не интересно. Вот только беспечным белый медведь никогда не бывает, потому что остается зверем.

Пути-тропы опасных мигрантов давно отслежены. Мой провожатый Алексей Давыденко, многоопытный охотник, при каждом случае показывал их мне. По дороге на мыс Морозова мы вертели головой по всем сторонам, ведь ехали через свалки промышленного и бытового мусора, а это одно из постоянных медвежьих обиталищ. И ведь нарвались!

Трудно сказать, для чего служил тот внушительный металлический цилиндр-емкость, но заканчивал он свой век на свалке уже бурым от ржавчины. В торцовой части его имелся проем, примерно два на полтора метра. Как в нем замаячила белая любопытствующая морда, Давыденко углядел первым.

- Медведь, - просто сказал он, и мы остановились.

До зверя было метров тридцать, ружье пришлось расчехлить. Бинокль мы не брали, и в меру возможного воспользовались объективом фотоаппарата. Не только медведь наблюдал за нашими приготовлениями – метрах в семи от него спокойно восседали две поселковые собаки, являя пример мирного сосуществования с самым крупным наземным хищником.

Между тем вскоре в проеме цистерны засветилась морда второго зверя, и мы предположили, что первый, скорее всего, медведица. Едва она шагнула из своих металлических апартаментов, собак как ветром сдуло!

Давыденко выстрелил в воздух, и прозвучало раскатисто. Медведица поднялась на задние лапы, и мы убедились - метра два с половиной роста в ней было точно. Такой мамаше смять металл «уазика» вполне по силе.

Потом появился… третий представитель семейства – еще один трехгодовалый пестун. В охотничьих справочниках пишут, что осознанно убивать людей белые медведи начинают как раз в этом возрасте. 

Медведица пару раз прошлась вдоль «парадного подъезда» своей гостиницы и, как только останавливалась, угольки своих глаз целила в нашу сторону.
- Нервничает, - заключил Давыденко. - Пора уезжать…
И мы благополучно уехали.

…Утром следующего дня поселяне Белушьей Губы узнали, что ночью один из воинских постов полигона «проинспектировал» медведь. Матросы удачно забаррикадировались на втором этаже караулки, пока на первом незваный гость наводил свои порядки. Потом он ушел, оставив бедлам и пищу для дискуссии на тему «Кто в Арктике хозяин?»

Еще через сутки кабельный канал местного телевещания передал: «В районе «площадки №2» замечены три белых медведя. Просьба соблюдать осторожность!» Не исключено, это были наши знакомые, постояльцы ржавой цистерны. А может, и не они. Других медведей хватает…

Олег ХИМАНЫЧ, Новая Земля – Северодвинск


Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий