Новости Северодвинска и Архангельской области

Легендам суждено жить долго

22.05.2016
Изменить размер шрифта
Командование 4-й эскадры подлодок Северного флота. Лев Чернавин в центре – он ещё капитан I ранга, начальник штаба эскадры.

Памяти адмирала-подводника Льва Давыдовича Чернавина.

Их, Чернавиных, адмиралов золотой поры советского флота, двое: Лев Давыдович и Владимир Николаевич - они однофамильцы, и с каждым из них мне посчастливилось встречаться. Оба моряки-подводники, оба из североморцев, оба оставили приметный след в истории страны…

Но если Владимир Николаевич, к слову последний главком ВМФ Советского Союза, более причастен к флоту атомному, то Лев Давыдович свой авторитет сполна отработал на «дизелях» - дизель-электрических подводных лодках, коих у моей страны, между прочим, имелось не меньше, чем атомных, и подвигов в их отсеках совершалось тоже не меньшим числом. Однако, поскольку службу на «дизелях» отчего-то не относят к занятиям элитарного толка, «неатомные» экипажи достойно, но скромно несли свою тяжёлую моряцкую ношу. Контр-адмирал Чернавин командовал самым крупным в мире соединением таких кораблей – Краснознаменной ордена Ушакова I степени 4-й эскадрой Северного флота…

С Львом Давыдовичем мы познакомились в Петербурге, на… крейсере «Аврора», где на тот час он, будучи уже в отставке, директорствовал. Пожалуй, мы и не могли не встретиться, ведь незадолго до этого у меня вышла книга «Третья Цусима», где воздавалось должное и дизельному подплаву, чья история мне тоже близка. Так что судьба нас свела. О многом мы в тот день говорили, и потому, что нашлись общие знакомые, и потому, что в оценках наших явилось единодушие. Высокий, статный, строгая выправка ощущалась в его облике, будь он даже не в мундире, - таким Чернавин мне запомнился. И в то же время он был начисто лишён даже намёка на свой высокий чин, приветлив, открыт и удивительно прост. Принял он меня в командирской каюте «Авроры», к слову на пару с моим малолетним сыном Ярославом. Позже мы все оказались на верхней палубе. Там ребятня облепила баковое орудие – не подойти. Чернавин Ярославу осторожно: «Может, ты что-нибудь другое хочешь посмотреть?» Ярослав, будто того и ждал, рапортом: «Марс-площадку, где дальномеры». Чернавин даже брови вскинул – так удивился познаниям устройства крейсера у ребёнка шести лет, а потом: «Это очень высоко – детям туда нельзя… Но я покажу тебе то, что никому не показывают!» Тогда спустились в самые «низы», и адмирал самолично крутил-отдраивал массивный люк… Признаться, я и сам не ожидал, что кочегарка, её топки, трубы, бункеры, шахты, трапы приведут сына в такой восторг! Ребёнок мой не успокоился, даже когда облазил каждый уголок трюмов, и угомониться его мы уговаривали вместе с адмиралом…

Лев Давыдович Чернавин родился 4 ноября 1928 года в поволжской глубинке Ярославщины в семье военнослужащего, но уже через год его семья переехала в Ленинград, где и встретила Великую Отечественную. Его мать служила в госпитале, а потому уже в 1942 году, будучи подростком, Лев надел форму и погоны, стал воспитанником коллектива военных медиков. Ещё через два года - Ленинградское военно-морское подготовительное училище, ныне известное ещё и тем, что в нём постигали морские азы не только будущие именитые флотоводцы, но и писатели - Виктор Конецкий и Валентин Пикуль. В 1947 году Лев Чернавин - курсант Каспийского высшего военно-морского училища. Окончив его, он получил направление на Балтику. Здесь ему предложили служить либо командиром группы на линкоре «Октябрьская революция», либо командиром штурманов минного тральщика. Чернавин выбрал тральщик «Михаил Мартынов». Службу на нём знал и нёс достойно, а потому вскоре стал помощником командира на новейшем тральщике Т-488. На нём, кстати, он и прибыл служить на Северный флот. Следующие ступени - командир роты Высшего инженерного морского училища имени Макарова, слушатель Высших специальных офицерских классов ВМФ. Но вот превратности службы: даже тогда будущий адмирал-подводник ещё не помышлял о службе в подплаве!

Поворот произошёл в 1958 году, когда его направили командиром штурманской боевой части лодки С-287. Через год он уже старпом С-232, а вскоре и командир – сначала на С-98, а потом на Б-130. Все эти корабли относились к дизель-электрическим, но службу несли вдали от базы – не только на северах, а ходили и в средиземки. Причём для нашего флота они явились самыми первыми скрытными плаваниями вдоль Европы и через Гибралтар. Ну а в самом Средиземном, с избытком нашпигованном кораблями НАТО, было где проявить себя. С августа 1968 года Лев Давыдович уже командир 161-й бригады подлодок, которая, опять же впервые в истории нашего флота, совершила групповой (бригадный) поход. Восемь подлодок ушли тогда из Полярного, и эта их средиземка длилась восемь месяцев – не каждому соединению атомных кораблей такое поручалось…

Далее в биографии Льва Давыдовича найдём: курсы при Военно-морской академии, должность начальника штаба 4-й эскадры подлодок и, наконец, с 1974-го он её командир! Позже Чернавин – начальник команд-ного факультета ВСОК ВМФ, с апреля 1988 года - в запасе, с 1997-го – директор музея на крейсере «Аврора», один из руководителей организации ветеранов-подводников России. Но всё это позже, и уж если говорить о легендах дизельного подплава, то множество их родилось именно на 4-й эскадре, как раз в годы службы Льва Чернавина…

Эскадре той не было равных по количеству подлодок – более четырёх десятков, и больше половины из них постоянно в океане! Таких твёрдых, выносливых экипажей тоже нигде не было – иные пропадали в автономках по полтора-два года! Во всех океанах планеты рвала эскадра рубежи вражьей обороны, и на ней всегда гордились, что на дизельных лодках все офицеры в прямом смысле слова блестящие - кителя их пропитаны соляркой, машинным маслом и потом. И разве случайность, что именно морякам 4-й эскадры Александра Пахмутова посвятила «Усталую подлодку»? Как не случайно и то, что символом эскадры стало изображение… горного орла!  Однажды в тропическом море молодая обессилевшая птица села на рубку нашей всплывшей подлодки, а потом уже не улетела - так и приплыла на ней в Заполярье. Чем не легенда, написанная самой жизнью?!
Лев Чернавин, адмирал, орденоносец, почётный гражданин города Полярного - базы североморского подплава, умер 9 мая в Петербурге. Верно, погрешат против истины принятые в таких случаях слова: прощайте, Лев Давыдович! Потому что такие моряки, как Чернавин, творили столь реальные дела, которые легендами не грех назвать. А легендам, как и героям, их сотворившим, суждена долгая жизнь.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Фото из архива Олега Химаныча

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий