Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Новости Северодвинска и Архангельской области

КВН - но не клуб весёлых и находчивых

05.05.2018
Изменить размер шрифта
В парадном строю КВН – корабль воздушного наблюдения на базе минного тральщика, один  из модернизированных заводом №893 (ЦС «Звёздочка»). Правда, служба на Севере для КВН была вовсе не парадной. Фото из архива Олега Химаныча

Первые корабли противовоздушной обороны приходили на наш флот в том числе и со «Звёздочки».

Аббревиатура КВН, уверен, знакома многим. Однако подавляющее большинство граждан расшифровывают её как «клуб весёлых и находчивых» – некогда популярное молодёжное состязание острословов и шутников. И лишь причастным к Военно-морскому флоту второй половины пятидесятых хорошо знакомо второе значение КВН – корабль воздушного наблюдения.

В те годы система ПВО на море претерпевала  изменения, поскольку стремительно возрастали скорости и высота полёта воздушных целей (таковыми, как правило, становились средства реактивной авиации). Обнаружить их прежними способами, чтобы сыграть боевую тревогу, зенитные расчёты не успевали. Иными словами, морякам срочно потребовались локационные станции. Скорее всего, разрабатывать специализированный проект корабля не было ни времени, ни возможностей, и конструкторы предложили использовать в качестве «носителей» минные тральщики – относительно небольшие корабли 254-го, 256-го и 258-го  проектов. К тому же как раз в это же время параллельно строительству на них стали внедрять противоатомную защиту: дополнительно подкрепляли корпус, частично герметизировали внутренние помещения, оборудовали вентиляцию боевых постов по замкнутому циклу и систему водяной защиты.

В Советском Союзе такие минные тральщики строили на Средне-Невском заводе, в Хабаровске и Керчи (завод «Залив»). Всего флот получил от них 295 кораблей (между прочим, это самая массовая серия минных тральщиков в мире. - Прим. О.Х.). Всего же в КВН было переоборудовано 20 единиц. Северодвинскому заводу №893 («Звёздочка») достались шесть из них.

Смотрим документы. Первыми пришли сюда два минных тральщика проекта 256, построенные недавно, в 1955 году, – Т-510 и Т-511. К слову, таких кораблей по-строили всего шесть единиц, и, можно сказать, они представляли собой достаточно редкую модификацию. По времени это событие произошло как раз в тот момент, когда руководство заводом перешло от Тимофея Васильевича Сафронова к Григорию Лазаревичу Просянкину.

Оба корабля  вёл ответственный сдатчик Юрий Анатольевич Роздин. Специалисты предприятия установили тогда на них две радиолокационные станции (РЛС) воздушного обнаружения П-10 и локационную станцию общего обнаружения «Линь». Добавим, уже в ходе дальнейшей службы на этих кораблях появились локационные станции «Дон» и «Бизань-4». После переоборудования (1957) упомянутые корабли стали именоваться соответственно КВН-15 и КВН-16.

Годом позже на завод пришли ещё четыре минных тральщика, но уже 258-го проекта: Т-431, Т-480, Т-482 и Т-483. Соответственно сменились их наименования – КВН-20Г, КВН-116, КВН-1 и КВН-2. Их тоже переоснастили, но в дополнение к РЛС «Линь» поставили ещё станцию воздушного обнаружения МР-200 «Кактус» или РЛС общего обнаружения МР-500 «Кливер». Встречаются упоминания, что уже в ходе эксплуатации на кораблях этого проекта установили РЛС «Дон» и транслирующую станцию «Бизань-4». Первые два из этих заказов вёл всё тот же ответственный сдатчик Юрий Анатольевич Роздин, а третий и четвёртый – Вениамин Иванович Исадский.
Мой отец Борис Андреевич Химаныч работал тогда в молотовском ЭМП-8 и, будучи на ягринском берегу, вёл здесь монтаж радиолокационного оборудования на одном из КВН (ещё до начала на нём швартовных испытаний). С его слов, практически это было оборудование и аппаратура пехотной радиолокационной станции, но которую установили на морском корабле. Возможности станции по тем временам удивляли: её локатор засекал летящие в Архангельск самолёты уже у Вологды и уверенно вёл их до самого аэродрома.

Завод №893 сдал КВН флоту в 1958-1959 годах. Впоследствии, в 1977 году, КВН-116  стал судном разведки с обозначением ССВ-374, а для КВН-20Г уготовили роль плавказармы ПКЗ-121.

Ещё две необходимые ремарки. В августе 1977 года в реестре советского ВМФ все КВН были переклассифицированы в корабли радиолокационного дозора. Однако их первоначальное аббревиатурное наименование - КВН - сохранялось в словесном обиходе моряков ещё много лет. И второе: в воспоминаниях некоторых указывается ещё один североморский корабль - КВН-19, который в 1958 году якобы переоборудовали на заводе №402 (ныне Севмаш). Однако слово «якобы» употребляю здесь оттого, что документальных подтверждений упомянутой модернизации не видел.

Мурманчанин Михаил Иванович Волков в своём письме так рассказывает о службе на КВН:
- Меня призвали служить на Северный флот по весне 1960 года. Хочу рассказать вам, Олег Борисович, о службе моряков в дивизионе кораблей радиолокационного дозора. Острые на язык моряки наделили их двумя прозвищами – одни называли «граблями», другие «ежами» (КВН, в самом деле, привлекал внимание множеством разнообразных антенных штырей, установленных не только строго вертикально, но и направленных во все стороны. - Прим. О.Х.). 
Служба на КВН лёгкой не была, ведь с учётом пространств и тяжёлого характера Баренцева моря, а также габаритов самих кораблей полноценными служаками их было трудно назвать. Во всяком случае, они не для открытого северного моря, где шторм не редкость. Валяло и подкидывало КВН на волне прилично. О бытовых удобствах экипажа проектанты, видимо, не думали – команда была немаленькая, а помещения тесные.

Насколько знаю, КВН работали на двух основных рубежах в Баренцевом море. Первый пролегал вблизи норвежской границы и дальше на север до кромки льдов. Поэтому летом корабли уходили далеко, а зимой держались ближе к Кольскому полуострову. Второй рубеж был восточнее – на подходах к Новой Земле. Знаете, наверное,  там на полигоне испытывали ядерное оружие. Поэтому любопытных, особенно американцев, прилетало много. Информацию о тех, кого засекал первый рубеж, КВН сразу передавали и в штаб Северного флота, и кораблям второго рубежа. Бывало, в воздух с наших аэродромов поднимались самолёты-перехватчики.
Дежурить вблизи Новой Земли, как помню, ребята не любили. Их можно понять: всё-таки кое-какие сведения о последствиях ядерных взрывов в разговоры просачивались и люди опасались радиоактивных осадков. Однако мне неизвестно, чтобы какой-то из наших КВН попадал под опасные осадки, а тем более случайно или преднамеренно (то есть по приказу) заходил куда не следовало бы…

Дмитрий Иванович Воробьёв, ещё один ветеран-североморец, проходивший службу на КВН, рассказал:
– Наши корабли базировались на Лиинахамари - это всего в 25 километрах от норвежской границы. Здесь сплошные скалы и камень, но в целом место удобное для базирования, поскольку выход из Печенгской губы в Баренцево море находился всего в 17 километрах. Посёлок если называть большим, то лишь  по меркам Кольского полуострова - бывшее финское поселение, которое перешло к Советскому Союзу уже после войны. Условно оно делилось на три части. Основной считалась та, что в порту. Здесь от финнов сохранились каменные дома. Как в любом военном городке, имелись штаб, казармы, дома офицерского состава, госпиталь, поликлиника, ДОФ и базовый матросский клуб. Городок обогревали несколько котельных, но в основном одноэтажные домики отапливались привозными дровами.

В порту, кроме флотских, располагались пограничная застава и гидроучасток. Причалы располагались непосредственно на берегу бухты Девкина Заводь - стояли дизельные подлодки 42-й бригады с большой торпедно-технической базой, дивизион малых ракетных кораблей и 15-я бригада охраны водного района. В неё, кроме наших КВН, входили ещё сторожевики проекта 50 и минные тральщики.

Службу свою сладкой не назову. Одной из наших задач было слежение за известным норвежским шпионским кораблём «Марьятта», прозванным у нас «Машкой». Он часто являлся, и всякий раз нам «играли тревогу». Погода или непогода – иди на перехват. А тральщикам, переоборудованным в корабли воздушного наблюдения, мореходности не хватало. Поэтому запомнилось, как в шторма мучились. Было несколько случаев, когда дизеля отказывали. Тогда по бригаде объявляли большой аврал и в Лиинахамари КВН возвращались на буксире у спасателей.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Газета "Вечерний Северодвинск", 18-2018

         
     
 

Система Orphus



Возрастное ограничение







 
Следите за обновлениями!
Северная неделя ВКонтакте Северная неделя в Фейсбуке Северная неделя в Твиттере
Северная неделя на YouTube





Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий