Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Новости Северодвинска и Архангельской области

Корабелы Севмаша написали потомкам, чем жили после развала Советского Союза

26.09.2018
Изменить размер шрифта
25 сентября на Севмаше состоялась церемония закладки капсулы времени, посвященная 60-летию первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол».

В мероприятии принимали участие президент АО «ОСК» А.Л. Рахманов, генеральный директор АО «ПО «Севмаш» М.А. Будниченко, генеральный директор АО «СПМБМ «Малахит» В.Ю. Дорофеев, генеральный директор АО «СПО «Арктика» П.И. Потего, глава МО «Северодвинск» И.В. Скубенко, председатель городского Совета депутатов Северодвинска М.А. Старожилов, а также ветераны Севмаша и руководители предприятий Объединенной судостроительной корпорации.

В торжественной обстановке в основание памятника строителям первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» на территории предприятия генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко, ветеран Севмаша и рабочие сборочно-стапельного цеха 42, где была построена первая АПЛ, заложили капсулу времени с посланием потомкам-кораблестроителям. Обращение от участников проектирования, строительства и испытаний первого отечественного атомного подводного корабля зачитал ветеран, Герой Социалистического труда, кавалер орденов Трудового Красного знамени Александр Васильевич Лагунов. Послание потомкам-кораблестроителям подписано ветеранами Севмаша и конструкторского бюро «Малахит», принимавшими участие в создании первенца атомного подводного флота страны.

«Сегодня Севмаш тоже строит атомные корабли уже четвертого поколения, – сказал в приветственном слове генеральный директор предприятия Михаил Будниченко. – Мы сдали Военно-морскому флоту России четыре корабля нового поколения. Для нас, конечно, как и 60 лет назад, волнительный миг, когда закладываются корабли, когда они касаются воды, когда заканчиваются испытания, подписывается приемный акт и корабли уходят на флот. Я уверен, те заветы, которые были написаны в послании, будут выполнены, и Севмаш будет гордиться трудом своего коллектива через 40 лет».

С поздравлениями к ветеранам выступил генеральный директор СПМБМ «Малахит» Владимир Дорофеев, отметив также особый вклад женщин-конструкторов в создание первой АПЛ. Капсулу времени вскроют в 2058 году, в год столетнего юбилея атомной подводной лодки «Ленинский комсомол». «Я хочу, чтобы через 40 лет это послание действительно помогло понять нашим потомкам, чем мы жили в эти годы, после развала Советского Союза, – отметил президент ОСК Алексей Рахманов.– Но мы все преодолели. Севмаш и корпорация выходят на новые уровни и по количеству строящихся кораблей и судов, и по сложности той работы, которую мы делаем. И я абсолютно уверен, что нашим потомкам за нас с вами стыдно не будет».

ТЕКСТ ПОСЛАНИЯ

Дорогие кораблестроители будущего!
Мы обращаемся к вам от имени тех, кто создал первую в нашей стране атомную подводную лодку. В 2018 году, в год 60-летия АПЛ «Ленинский комсомол», нас, участников строительства и испытаний проекта 627, осталось немного. Но мы трепетно храним в сердце памятные для нас дни: 24 сентября 1955 года – дату закладки корабля в цехе 42 Севмаша и 17 декабря 1958-го – день подписания приемного акта первого в истории нашей страны подводного корабля с атомной энергетической установкой.

Сколько титанического труда было вложено в этот первенец! Только большая страна, объединенная общей идеей великого свершения, смогла создать такой атомоход в немыслимо короткие сроки. Все – от чиновника самого высокого ранга до рабочего человека – понимали: построить и сдать этот заказ мы обязаны качественно и в срок любой ценой! Сотни предприятий Советского Cоюза работали на эту задачу. Дни и ночи, иногда падая от изнеможения на работе, мы шли к цели. Мы, 20- и 30-летние рабочие и инженеры, не знали слова «невозможно». Даже понимая, какие последствия может иметь неосторожное обращение с атомной установкой.

Не забыть тот день - 4 июля 1958 года, когда наш корабль впервые дал ход под атомной энергетической установкой, выходя на испытания в Белое море. Первое погружение, тревога и волнение… Сейчас на предприятии строится четвертое поколение атомных подводных лодок. В багаже нашего завода – создание 132 атомоходов, в числе которых уникальные корабли-рекордсмены. Но всем им начало положил атомоход «Ленинский комсомол».

Дорогие потомки, пусть это письмо станет нашим заветом. Мы верим, что и через 40 лет, в год 100-летия первой атомной, вы строите и выпускаете в море могучие корабли, самые совершенные в мире! Что в рядах севмашевских корабелов присутствует все тот же боевой настрой, что был и у нас, молодых инженеров, сварщиков, сборщиков, слесарей-монтажников… И главное – через все эти годы вы пронесли лучшие качества кораблестроителей: стойкость, ответственность, производственную самоотверженность и любовь к своему делу!

Работайте честно, как мы! Сохраняйте и приумножайте честь и славу нашего завода, славу атомного подводного флота страны!

25 сентября 2018 года

Для справки:
«Ленинский комсомол» - первая в отечественном ВМФ подводная лодка с атомной энергетической установкой. Программа создания первой атомной подводной лодки была возведена в ранг национальной задачи и постоянно контролировалась правительством и политическим руководством страны. В строительстве задействовано более 130 крупных организаций и предприятий. К-3 (с 9 октября 1962 года – «Ленинский комсомол») была заложена 24 сентября 1955 года на заводе №402 (ныне Севмаш) в цехе 42 в обстановке строжайшей секретности. Работы велись круглосуточно. Строительство было завершено в рекордно короткие сроки за три года. Спущена на воду 9 августа 1957 года. Приемный акт подписан 17 декабря 1958 года. Ответственный сдатчик – Николай Довгань.

На АПЛ пр. 627 впервые в мировом подводном кораблестроении применили китообразную форму носовой оконечности корабля. До нее подлодки имели форму носовой оконечности корабельного типа, так как большую часть времени проводили в надводном положении. Увеличение глубины погружения подводной лодки потребовало создания новой марки стали АК-25, работу с которой с успехом освоили на предприятии в короткие сроки. По дальности плавания под водой атомоход проекта 627 почти в 100 раз превосходил самую большую в то время дизель-электрическую подводную лодку проекта 611. 12 марта 1959 года включена в состав Северного флота.

Пресс-служба ПО «Севмаш»
Фото

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение










Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий