Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Новости Северодвинска и Архангельской области

Ходил «Садко» за три моря

01.10.2016
Изменить размер шрифта
Дизель–электроход «Садко» в Белом море. Фото Владимира Ковпака.

На сегодня в заводском музее трудовой славы самыми известными моделями считаются три: первый в мире атомный ледокол «Ленин», прославившийся арктическими походами, головная атомная подводная лодка проекта 667А «Ленинец», которая, по словам её бывшего командира контр-адмирала Героя Советского Союза Леонида Березовского, «научила ходить в морях все подводные ракетоносцы этой серии», и колёсный пароход «Н.В. Гоголь», известный на всю планету своим долгожительством. Российской речной легенде в ноябре стукнет 105 лет. К этим моделям обязательно должна присоединиться ещё одна знаменитость: дизель–электроход «Садко», прослуживший предприятию более полувека. 

В начале этого года судно поставили в отстой, впереди, скорее всего, его ждёт утилизация.

Морской дизель–электроход «Садко» построил Петрозавод, что на Охте, и передал нашему предприятию в ноябре 1962 года. Привёл «Садко» на завод капитан Фёдор Ганзиков. Основной его задачей было обеспечение ходовых испытаний подводных лодок и буксировочных операций. Эти задания «Садко» выполнял в акватории Беломорской ВМБ, в Белом и Баренцевом морях. Буксир принимал участие в обеспечении ходовых испытаний атомного ледокола «Ленин» и ракетного подводного крейсера «Ленинец», а также многих-многих десятков других кораблей. С выполнением ответственного задания «Садко» дважды ходил к Новой Земле. 

В его активе есть и другие рейсы, достойные воспоминаний. В 90-е годы – буксировка речного танкера «Ижевск» из Беломорска в порт Новый, что в Обской губе. «Садко» пришлось покорять сразу три моря – Белое, Баренцево и Карское. За своё более чем полувековое существование в заграничном рейсе дизель–электроход побывал всего один раз: уводил на достройку в Норвегию рыболовный траулер «Архангельск», построенный нашим предприятием в 2001 году.

На «Садко» любил выходить в море капитан предприятия Александр Кузнецов, именно он обеспечивал в 1970 году выход в Белое море на ходовые испытания атомного ледокола «Ленин». К слову, в заводском музее хранятся некоторые предметы личного пользования Александра Ивановича, а также его знаменитая капитанская фуражка с потемневшим от морских ветров крабом. Сегодня в музее оформлена экспозиция, посвящённая дизель–электроходу «Садко». На стеллажах установлено около двух десятков приборов и механизмов, в числе которых звёздный глобус, барометр–анероид, барограф, флаги расцвечивания, спасательный круг. Есть здесь и приёмо-сдаточный акт дизель–электрохода «Садко». Имеются красивая картина и уникальные фотографии судна. Но пока нет его модели. Естественно, экспозиция смотрелась бы гораздо привлекательнее, если бы в ней была модель заводского трудяги «Садко».

Анатолий ПОПОВ

         
     
 

Система Orphus
В комментариях запрещены мат, грубости, оскорбления, переход на личности. Обращаем ваше внимание, что комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.

HyperComments



Возрастное ограничение







 
Следите за обновлениями!
Северная неделя ВКонтакте Северная неделя в Фейсбуке Северная неделя в Твиттере
Северная неделя на YouTube





Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий