Новости Северодвинска и Архангельской области

Ходил «Садко» за три моря

01.10.2016
Изменить размер шрифта
Дизель–электроход «Садко» в Белом море. Фото Владимира Ковпака.

На сегодня в заводском музее трудовой славы самыми известными моделями считаются три: первый в мире атомный ледокол «Ленин», прославившийся арктическими походами, головная атомная подводная лодка проекта 667А «Ленинец», которая, по словам её бывшего командира контр-адмирала Героя Советского Союза Леонида Березовского, «научила ходить в морях все подводные ракетоносцы этой серии», и колёсный пароход «Н.В. Гоголь», известный на всю планету своим долгожительством. Российской речной легенде в ноябре стукнет 105 лет. К этим моделям обязательно должна присоединиться ещё одна знаменитость: дизель–электроход «Садко», прослуживший предприятию более полувека. 

В начале этого года судно поставили в отстой, впереди, скорее всего, его ждёт утилизация.

Морской дизель–электроход «Садко» построил Петрозавод, что на Охте, и передал нашему предприятию в ноябре 1962 года. Привёл «Садко» на завод капитан Фёдор Ганзиков. Основной его задачей было обеспечение ходовых испытаний подводных лодок и буксировочных операций. Эти задания «Садко» выполнял в акватории Беломорской ВМБ, в Белом и Баренцевом морях. Буксир принимал участие в обеспечении ходовых испытаний атомного ледокола «Ленин» и ракетного подводного крейсера «Ленинец», а также многих-многих десятков других кораблей. С выполнением ответственного задания «Садко» дважды ходил к Новой Земле. 

В его активе есть и другие рейсы, достойные воспоминаний. В 90-е годы – буксировка речного танкера «Ижевск» из Беломорска в порт Новый, что в Обской губе. «Садко» пришлось покорять сразу три моря – Белое, Баренцево и Карское. За своё более чем полувековое существование в заграничном рейсе дизель–электроход побывал всего один раз: уводил на достройку в Норвегию рыболовный траулер «Архангельск», построенный нашим предприятием в 2001 году.

На «Садко» любил выходить в море капитан предприятия Александр Кузнецов, именно он обеспечивал в 1970 году выход в Белое море на ходовые испытания атомного ледокола «Ленин». К слову, в заводском музее хранятся некоторые предметы личного пользования Александра Ивановича, а также его знаменитая капитанская фуражка с потемневшим от морских ветров крабом. Сегодня в музее оформлена экспозиция, посвящённая дизель–электроходу «Садко». На стеллажах установлено около двух десятков приборов и механизмов, в числе которых звёздный глобус, барометр–анероид, барограф, флаги расцвечивания, спасательный круг. Есть здесь и приёмо-сдаточный акт дизель–электрохода «Садко». Имеются красивая картина и уникальные фотографии судна. Но пока нет его модели. Естественно, экспозиция смотрелась бы гораздо привлекательнее, если бы в ней была модель заводского трудяги «Садко».

Анатолий ПОПОВ

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий