Новости Северодвинска и Архангельской области

К-3 «Ленинский комсомол» вернётся. На пьедестал

22.12.2016
Изменить размер шрифта
Подлодка К-3 «Ленинский комсомол» по-прежнему находится на СРЗ «Нерпа», но уже не на плаву, как раньше, 
а на твёрдом стапельном основании. Идут работы по созданию единого корпуса. Фото dizst.livejournal.com

Первую советскую АПЛ построил Севмаш, а «Звёздочка» в очередной раз возвращает ей жизнь. Хотя и в другом качестве.

Начнём с того, что в очередной раз развенчаем мифы столичных журналистов, чьи фантазии нынче свободно гуляют сразу по нескольким каналам российского телевидения. Первое: лодка К-3 (заводской заказ №254), построенная северодвинскими корабелами на Севмаше (заводе № 402) в 1958 году, – вовсе не первая в мире атомная подлодка. Надо признать, что пальма первенства здесь всё-таки принадлежит американцам – АПЛ Nautilus (SSN-571). 
И второе: название «Ленинский комсомол» кораблю присвоили позже, уже после того, как под командованием капитана II ранга Льва Жильцова её экипаж достиг приполюсного района и произвёл здесь всплытие (июль 1962 года). Своё наименование, кстати, наша первая АПЛ унаследовала от подлодки М-106 «Ленинский комсомол», погибшей в 1943 году.

У причала «Звёздочки» АПЛ К-3 появилась после триумфального похода в район полюса в 1963 году. Её подвели парогенераторы – известная проблема для всех первых атомных лодок того времени. Предстояло «заменить» кораблю пятый (реакторный) отсек (считай - атомное сердце), а «Звёздочке», практически не имевшей на то время опыта такой работы с атомоходами, поручалось его «временно изъять». Сложнейшую технологическую операцию сумел оставить потомкам Александр Васильевич Куликов, ставший впоследствии известным ответственным сдатчиком подводных лодок. Право, у этой истории захватывающий сюжет, который, к счастью, удачно завершившийся передачей подлодки (понятное дело – для установки нового реакторного отсека) корабелам Севмаша.

Однако в истории легендарной атомной лодки была и более чёрная страница – пожар в носовых отсеках корабля, случившийся 8 сентября 1967 года в Норвежском море. Трагедия имела тяжёлые последствия – погибли 39 моряков, а сама подводная лодка была выведена из строя.

На северодвинские верфи тогда К-3 «Ленинский комсомол» прибыла как внеплановый заказ. Её поставили к заводской набережной и на некоторое время даже скрыли от излишне любопытных глаз стеной плавучего дока и корпусами других кораблей. Задачу поставили так: к 7 ноября лодка должна быть на параде кораблей в Североморске. И всё же в столь сжатые сроки лодку восстановили! И это был уже второй эпизод в истории, когда северодвинцы вернули к жизни и полноценной службе своего атомного первенца.

Корабль отслужил свой срок в 1991-м. Лодку сначала вывели в отстой, а затем поставили в очередь на утилизацию. В 2005 году корпус подлодки из базы отстоя в Гремихе прибуксировали на СРЗ «Нерпа». Через два года здесь ей вырезали реакторный отсек, который затем отправили на длительное хранение в Сайда-губу. С этого момента, собственно, и началась борьба ветеранов советского флота и кораблестроения за сохранение К-3 «Ленинский комсомол» на почётном пьедестале истории нашей страны. Дискуссии, признаться, были ожесточёнными. Нашлось место и для маниловских «полётов фантазии». Например, когда предлагалось поставить «Ленинский комсомол» у ягринского моста в Северо-двинске или у морского-речного вокзала в Архангельске! Во главу угла, как и во многих иных случаях, когда нынче требуется сохранить памятники отечественной истории, стали финансы на восстановление и поддержание корабля в надлежащем состоянии. К чести мурманской общественности и моряков-североморцев корабль, несколько лет стоявший на плаву в одном из «запаученных углов» СРЗ «Нерпа», удалось сохранить. Нашлись и финансы. Впрочем, ход этой эпопеи подробно и на протяжении нескольких лет освещала наша «Корабельная сторона»…

Как обстоят дела сегодня? Подлодка по-прежнему находится на СРЗ «Нерпа», но уже не на плаву, как раньше, а на твёрдом стапельном основании. По договору с Росатомом местные специалисты создали муляж реакторного отсека корабля, который был вырезан. К слову, его иногда называют и по-другому – отсеком-донором. Уже завершаются работы по формированию единого корпуса подлодки и его герметизации - свариваются стыки. Вновь спустить «Ленинский комсомол» на воду планируется в феврале следующего года. Об этом сообщил представитель пресс-службы верфи. Если учесть, что СРЗ «Нерпа» является филиалом северодвинского ЦС «Звёздочка», то получается, ягринцы возвращают к жизни первую советскую атомную подлодку в очередной раз! Правда, уже в ином качестве - подлодки-музея…

О музейном комплексе. Сейчас рассматриваются кандидатуры будущей организации-проектанта. Их несколько, но общественное мнение склоняется к тому, чтобы за работу взялись всё-таки специалисты петербургского (ленинградского) морского бюро машиностроения «Малахит», которые в своё время создавали проект 627, по которому строилась подлодка.

Бывший командующий Северным флотом, а сегодня член Морской коллегии при Правительстве России адмирал Вячеслав Попов заявил на прошлой неделе, что вынесет вопрос о судьбе нашей первой атомной подлодки на заседании коллегии в конце декабря. Тогда же, как полагают, окончательно решится вопрос о месте размещения подлодки-музея. По мнению мурманчан, а к ним наверняка присоединятся и северодвинские корабелы, К-3 «Ленинский комсомол», конечно же, должна остаться на почётном пьедестале в Заполярье, стать здесь филиалом музея Северного флота или же Центрального военно-морского музея России. 

Олег ХИМАНЫЧ
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий