Новости Северодвинска и Архангельской области

Из рабочего огня да в совнархозное полымя

25.01.2018
Изменить размер шрифта
Григорий Просянкин, 7 ноября 1956 года. Уже директор завода №893. До Пленума ЦК КПСС, который «обсудит» идею совнархозов, остаётся три месяца… Фото музея трудовой славы ЦС «Звёздочка»

Как «Звёздочка» в конце 50-х попала под горячую руку перестройщиков экономики.

Завод №893 – нынешний Центр судоремонта «Звёздочка» Г.Л. Просянкин принял летом 1956 года. К этому времени Григорий Лазаревич уже был руководителем стапельного цеха завода №402 (Севмаш), к слову на тот момент крупнейшего в Европе. Однако принимать под своё начало производство с иным технологическим распорядком - с судостроения переключаться на судоремонт – было задачей не из лёгких для любого специалиста. О том, по воле каких обстоятельств и с каким настроем Григорий Лазаревич «переходил с левого берега Никольской протоки на правый», разговор отдельный. Сегодня же речь о том, что уж совсем неожиданно тогда отягчило его директорскую долю.  

Получите 105 районов
Итак, 14 июня 1956 года директор Просянкин Г.Л. сменил директора завода №893 Сафронова Т.В. А уже в феврале 1957 года состоялся Пленум ЦК КПСС, который «обсудил» идею совнархозов. Её, понятное дело, без промедления подхватил Верховный Совет СССР, и уже в рамках так называемых «хрущёвских реформ», как считают историки, в мае началась масштабная модернизация системы управления промышленностью страны. Для многих руководителей производств это стало непростым моментом. Тем паче для тех из них, кто ещё только начинал работать в крупных масштабах. Григорий Лазаревич оказался как раз из их числа. Многие между тем сегодня даже не слышали, а иные довольно смутно представляют, что это за управленческая форма – совнархоз. Поэтому надо пояснить.

Считается, что главным посылом к переходу на совнархозы послужил назревающий кризис в экономике Советского Союза. Обычно, говоря о нём, историки упоминают недостаточное производство сельхозпродукции и меньше уделяют внимания проблемам в промышленности, хотя и здесь уже отмечался низкий уровень механизации, невысокая производительность труда, дефицит в производстве ряда товаров. В целом же заметно нарастал дефицит бюджета, и государству всё больше приходилось продавать за рубеж своих золотовалютных резервов.

Теперь суть реформы. Вся территория СССР была разделена на 105 экономико-административных районов, которыми управляли советы народного хозяйства (отсюда их сокращённое наименование - совнархозы). Большинство общесоюзных и общереспубликанских министерств и подведомственных им организаций, которые ведали промышленностью и строительством, упразднили, а бразды правления передали местным советам народного хозяйства. Инициаторы реформы уверяли, мол, таким образом руководство промышленностью и строительством максимально приблизится к низовым звеньям экономической системы, исчезнут ведомственные барьеры, будет обеспечен комплексный подход к развитию территорий, особенно для удалённых от центра, экономически неразвитых регионов. Структура каждого совнархоза определялась спецификой экономического района, хотя организационные принципы для всех совнархозов страны были едиными - основу их составляли отраслевые и функциональные подразделения. Конечно, каждый из совнархозов оказался неравноценным по своему экономическому потенциалу. К примеру, в ведении Свердловского областного совнархоза оказалось более 400 промышленных предприятий, что превышало число предприятий и валовый индустриальный продукт десятка других регионов.

Справедливости ради признаем, в идее совнархозов были и положительные моменты. Например, в ряде случаев это позволило объединить родственные предприятия, более удобно разместить их на территории региона, создать меж-отраслевую кооперацию, более рационально расходовать ресурсы. Удалось поначалу сократить и численность руководящих структур…

Однако со временем недостатки совнархозов стали перевешивать их положительные моменты. Так, с ликвидацией министерств нарушилось централизованное руководство промышленностью всей страны в целом. Совнархозы оказались не в состоянии обеспечить единство технической политики, комплексно решать научно-технические проблемы развития отраслей. Ну а тот же сокращённый было штат чиновников постепенно разросся и превысил прежнюю численность. Многие областные совнархозы, по сути, быстро стали министерствами промышленности в миниатюре, где большинство чиновников просто пересели из прежних министерств в руководящие кресла совнархозов центральных областей СССР, причём с серьёзным повышением в должности.

Под номером 18
В экономическом реестре промышленности Северо-Западный совнархоз, куда распределили северодвинский судоремонтный завод №893 («Звёздочка»), числился за №18. В него входили предприятия и организации Архангельской области и Карельской АССР. А чем на тот момент истории жила индустрия этих регионов? Главным образом лесозаготовками и деревообработкой. Поэтому судоремонт сразу же и естественным образом ушёл в тень, как в ту пору любили писать журналисты, «зелёного золотовалютного цеха страны». Отсюда в определённой степени и брало начало отстранённое отношение к проблемам корабелов со стороны руководства Северо-Западного совнархоза, которое состояло из выходцев «всесоюзной лесопилки». В одном из поздних своих интервью Григорий Лазаревич, вспоминая пятидесятые годы, шутливо признался: Северо-Западный совнархоз называли «Доска, треска и тоска». Впрочем, называть можно было как угодно, но ведь и дело надо было делать. А вот с этим возникал целый круг проблем в области планирования, финансирования и снабжения.

Заметим: впоследствии ряд историков объясняли просчёты реформы «слишком упрощённым взглядом» Н.С. Хрущёва на экономику, а уже в ходе самой реформы нашлись смельчаки даже среди крупных руководителей промышленности, которые открыто игнорировали переход на совнархозы. Тогда экономисты стали искать причины неудач, и сначала сочли, мол, совнархозов слишком много, и тут же предложили «спасительную» идею - централизовать (укрупнить) их. Сократили число экономико-административных территорий со 105 до 43 и, к слову, тогда же, в 1962-м, из структуры совнархозов вывели строительные организации. Но эти меры не помогли, стало очевидно: изменения, начатые в мае 1957 года, в целом не меняли суть, а лишь форму командно-административной системы управления экономикой. Таким образом, уже в начале 60-х жизнь заставила правительство призадуматься: не дать ли реформам обратный ход? А почти сразу после отстранения Н.С. Хрущёва от власти (1964 год) руководство страны вернулось к прежней, так называемой отраслевой системе управления.

Ну какая же это «Звезда»?
Что касается северодвинской «Звёздочки», то ей удалось освободиться из-под опеки Северо-Западного совнархоза чуть раньше. Довелось слышать несколько интерпретаций этой истории, как со стороны представителей Военно-морского флота, так и кораблестроителей. Сам же Григорий Лазаревич Просянкин, насколько помнится, рассказывал так: Дмитрий Фёдорович Устинов, в ту пору один из высших кураторов оборонной промышленности СССР, обратился к Никите Сергеевичу Хрущёву с вопросом: «Севмаш подлодки строит, а где мы их потом ремонтировать будем?» Хрущёв с ним согласился. В 1959-м строящееся ягринское предприятие отнесли к числу важнейших в стране - по этому поводу даже приняли отдельное (закрытое) правительственное постановление. А ещё через три года были сделаны следующие два шага – ягринскую верфь формально, то есть с сохранением самостоятельности, объединили с Севмашем, а вскоре и вовсе вывели из состава Северо-Западного совнархоза.

Кстати, северодвинский завод №893 годом раньше, в 1962-м, переименовали в «Звёздочку». В одном из последних своих интервью Григорий Лазаревич Просянкин упоминает об этом: «На наш завод приехал председатель Государственного комитета по судостроению Борис Бутома. Проходя по заводской территории, видя, сколь мало ещё построено цехов, Борис Евстафьевич сказал: «Ну какая же это «Звезда»? (Слово «Звезда» на тот момент являлось телеграфным кодом предприятия. – Прим. О.Х.). Нет, будем называть вас «Звёздочкой». Так, пожалуй, будет вернее». 

  *   *   *
Я, в ту пору ещё подросток, был заядлым футбольным болельщиком и, между прочим, хорошо помню, как впервые в чемпионатах города и Архангельской области заиграла (и сразу же неплохо заиграла!) новая команда с острова Ягры - «Звёздочка». Это был футбольный коллектив, ставший предтечей нынешнего спортивного клуба «Беломорец».

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Фото

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий