Новости Северодвинска и Архангельской области

И кто, как не Россия!

21.05.2012
Изменить размер шрифта
Почти 35 лет назад атомоход «Арктика» достиг Северного полюса

17 августа 1977 года. Раннее утро за 89 параллелью. Борт атомного ледокола «Арктика». Уже сутки, как корабль движется в сплоченных льдах под угрозой заклинивания, хотя силовая установка его выведена на полную мощность. Атомоход борется с океаном ударами форштевня, работая на реверсах и раскачивая свое грузное стальное тело специальной дифферентной системой.

На ходовом мостике вахту второго помощника капитана готовится принять старпом. Однако сюда же в предрассветный час поднялись капитан Ю.С. Кучиев и начальник администрации Северного морского пути К.Н. Чубаков. И еще человек тридцать-сорок. Близится намеченная цель. Ледокол держит генеральный курс – 360 градусов. К полюсу!

Вечером предыдущих суток видимость упала до 1-3 кабельтовых, и последние несколько часов «Арктика» шла без данных собственной авиаразведки. Но в считанных милях от вершины планеты в тумане неожиданно образовались прорехи. Тут же с палубы поднялся вертолет. Пилоту его открылась картина бескрайних льдов и размытый силуэт атомохода, рассекающий полотно полярной пустыни.

4.00. Все, кто находился на мостике, испытали в этот момент огромное волнение: сбылось! Свершилось! Впервые в истории человечества надводный корабль пробился к Северному полюсу! Однако ледокол лишь замедлил ход, продолжая циркуляции. Штурманы уточнялись: еще раз сверили свои расчеты, сняли показания навигационных приборов.

И вот 6.57. Все! «Арктика» стала точно в географической точке, откуда путь в любом из направлений лежит только на юг. Почти через столетие после того, как фантазиями Жюля Верна вымышленный капитан Гаттерас покорил Северный полюс, привел сюда корабль российский капитан Юрий Сергеевич Кучиев.

От первых, известных нам еще с древних времен, теорий об арктическом полюсе и до последнего шага Роберта Пири, сделанного им на север, - столетия! Столь долгий путь человечества сюда был труден, порой, трагичен и всегда полон драматизма.

Первым ступил на полюс американец Роберт Пири. Он шел к нему 23 года и достиг только с восьмой попытки – 6 апреля 1909 года. Почти одновременно с этим триумфом свои претензии на почетнейшее арктическое первенство предъявил бывший соучастник одной из экспедиций Пири - Фредерик Кук. Он утверждал, что побывал на полюсе гораздо раньше – 22 апреля 1908 года. Спор в свое время перерос в крупный скандал и судебное разбирательство. Не утихает он и по сей день. К тому же есть версия, что вершина планеты не покорилась ни тому, ни другому. И все-таки отсчет достижениям Северного полюса человечество ведет именно от даты, связанной с именем Пири, - 6 апреля 1909 года.

Позднее, в третьем и четвертом десятилетиях беспокойного ХХ века, с относительно небольшой разницей во времени арктического полюса достигли сразу несколько экспедиций. В основном делали они это по воздуху. Вот главные из них…

1926 год. 9 мая. После двух неудачных попыток Ричард Берд и Флойд Беннет на самолете «Жозефина Форд» все же прокладывают путь над полюсом. К слову, недавно появилась версия, ставящая под сомнение их достижение.

12 мая. Полет сюда же совершил дирижабли «Норвегия» под международным триумвиратом руководителей – Р. Амундсена (Норвегия), У. Нобиле (Италия), Л. Элсуорта (США).
1928 год. В полночь 24 мая под звуки гимна на Северный полюс с дирижабля «Италия» были сброшены флаги страны, города Милана, который финансировал полет, а также и Крест, освященный лично Папой Римским. Так отметили свое прибытие на вершину планеты участники экспедиции Умберто Нобиле.

1937 год. 19 апреля. Над полюсом пролетел самолет-разведчик Р-6 с экипажем летчика П.Г. Головина, а спустя несколько часов еще четыре советских самолета, теперь уже тяжелых, высадили на полюс участников дрейфующей станции СП-1. Уникальной операцией руководил О.Ю. Шмидт, а крылатые машины вели экипажи летчиков М.В. Водопьянова, В.С. Молокова, А.Д. Алексеева, И.П. Мазурука.

18 июня над полюсом пролетел чкаловский АНТ-25, а затем, несколькими месяцами позже, еще несколько советских самолетов, совершавший трансарктические перелеты из СССР в США и Канаду.

Начавшаяся II мировая война прервала серию достижений. Но сразу же после ее окончания последовали рекордные полеты к полюсу. Уже в 1945-м здесь побывала воздушная экспедиция англичанина Мак-Кинли. Тяжелый бомбардировщик Королевскийх ВВС пронесся над заветной географической точкой. Справедливости ради следует сказать, что высокоширотный воздушный район советские пилоты освоили и много раньше, и основательнее. Так что полет над северным полюсом самолета Н-331 (экипаж летчика М.А. Титлова) осенью того же 1945-го прошел, можно сказать, обыденно – проводилась глубокая ледовая авиаразведка.

Отсюда же, в 1948-м начали серию научных наблюдений сотрудники высокоширотной воздушной, так называемой «прыгающей» экспедиции «Север-2». Еще через год участники «Севера-3» А.П. Медведев и В.Г. Волович спрыгнули на полюс с парашютами.

Весной 1950 года на купол планеты в первый и пока в последний раз приледнились грузовые планеры типа Ц-25 конструкции А.В. Цыбина. Произошло это 7 апреля. Самолеты-тягачи Ил-12 пилотировались полярными летчиками А.П. Харитошкиным и В.Д. Родиным, а планеры – А.В. Фроловым и В.Ф. Шмелевым.

В 1954-м до вершины планеты впервые добрались вертолеты. И тоэе советские.
За авиацией к полюсу двинулся подводный флот. Целая эскадра американских атомных подлодок побывала здесь: «Наутилус» (август 1958 года), «Скейт» (август 1958-го и март 1959-го, июль 1962-го), «Сарго» (февраль 1960 года), «Си Дрэгон» (июль 1962 года). Наш «Ленинский комсомол» - также в июле 1962-го.

Следом наступила эра пеших переходов и переездов. Открыл ее Ральф Плейстед со своей канадско-американской группой. Им понадобилось 43 дня, чтобы в 1968-м со второй попытки достичь полюса на снегоходах (мотонартах типа «Ски-Ду». А 5 мая 1969 года победу праздновали американец Уолли Херберт и его спутники, шедшие к полюсу 477 дней на 4 собачьих упряжках. В 1971-м по плану, заимствованному у Роберта Пири, достичь полюса удалось итальянской группе К. Мондзино. Ее участники использовали для передвижения эскимосские упряжки.

И вот – «Арктика»! Традиционный для того времени ритуал: торжественный подъем государственного флага, митинг с присутствием высокопоставленных представителей, капсула с… проектом новой Конституции Союза ССР. Однако не они были главными в том церемониале, а небольшое древко российского флага, которое не донес в свое время до полюса Г.Я. Седов. Теперь оно стояло у подножия флагштока.

Идею Георгия Яковлевича поддерживал глава Русского Географического общества П.П. Семенов-Тян-Шанский. Ему принадлежат такие слова: «И кто же, как не Россия, должен исследовать полярные страны Севера? Взгляните на карту и увидите, что три четверти Северного полярного круга примыкает к нашей стране»… В этих словах не только определялась цель той полюсной экспедиции 1912 года, но и выражена исключительная роль, историческое предназначение России в арктических исследованиях.
                                                          *   *   *
Долгое время на просторах Северного Ледовитого океана полыхали битвы за национальный престиж. Сейчас очевидно – открытие Северного полюса не может принадлежать исключительно одной нации. И потому, что составы важнейших полярных экспедиций оказывались, как правило, интернациональными, и потому что за теми, кто отважился достичь заветной точки, стояли ошибки и опыт, триумфы и трагедии предшествующих смельчаков. Не из одной страны – из множества!

Но то, как пришла, пробилась к Северному полюсу «Арктика», дает право говорить именно о «российском характере» этого достижения.

Ледокол – чисто русское изобретение. И тот первый пароходик, переоснащенный купцом М.О. Бритневым, ломавший кронштадтский лед, и первый линейный – «Ермак», детище адмирала С.О. Макарова – созданы рвением и мыслью россиян. Еще на самом излете позапрошлого века, мечтая о покорении Арктики, Степан Осипович Макаров избрал, как мне кажется, чисто русский девиз достижения цели – «Через льды, напролом!».
Так и свершилось. Ранним утром 17 августа 1977 года. Уже почти 35 лет назад.

Морской историк Олег ХИМАНЫЧ

Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий