Новости Северодвинска и Архангельской области

Гиперболоид против льдов?

25.08.2017
Изменить размер шрифта
С зимней тьмой «Диксон» борется прожекторами. Поможет ли ему луч лазера в борьбе со льдами? Фото bmpd.livejornal.com

«Изобретение инженера Гарина» - фантазии или технологии будущего?

«Корабельная сторона» уже писала о том, что с началом ледостава на Белом море учёным и морякам ледокола «Диксон» предстоит необычный эксперимент – испытать лазерную установку для резки морского льда. Ледокол сегодня дожидается зимней навигации у причала архангельского морвокзала, а у нас есть возможность познакомить читателей с мнением специалистов о предстоящем эксперименте.

Как ломают лёд на море
Небольшой экскурс. Ледокол изобретён в России кронштадтским купцом Осипом Бритневым для поддержания коммерческого судоходства на период зимы между Петербургом и Кронштадтом. С той поры минуло более века, но способы торить кораблю дорогу во льдах остались прежними. Если лёд не очень крепок, его можно ломать и раздвигать корпусом судна. Если лёд более солидный, он поддаётся кораблю с большей массой и прочностью корпуса, а также с более мощной энергетической установкой. В этом случае корабль если не пробивает своим форштевнем канал во льду, то крушит его, с ходу наваливаясь на него. Именно поэтому в прошлом веке корабли ледового класса подразделяли на ледоколы и ледорезы - наваливаться и колоть могли только ледоколы, а ледорезы лишь раздвигали его форштевнем.

Ну а если лёд паковый – многолетний, он ведь встречается толщиной и в три метра, и даже более. Здесь уже вопросы – от мощности корпуса и энергетики до умения судоводителя отыскать и ударить в слабые места ледового панциря. Других способов борьбы с морским льдом человечество не изобрело. Пробовали, правда, использовать взрывчатку, и даже пушки, и специальные фрезы, но нужного КПД это не давало.

Вперёд бить лучом!
Идея с лазером, которую обсуждаем, не нова сама по себе. «Надрез» толщи и структуры льда значительно облегчит путь кораблю. Здесь стоит оговориться: вопреки бытующим представлениям, судовой лазер не будет «кромсать льдины сверху донизу», а главным образом надрезать их. То есть сначала обнаруживать в ледяной корке трещины или точки напряжённости, а затем бить именно туда. Но и это уже повод для оптимистов, которые подсчитали: караван судов во главе с ледоколом, вооружённым лазером, будет способен преодолеть более 100 километров в сутки (при средней скорости проводки до 3 узлов (по сухопутному - 5,5 километра в час). Причём установка понадобится только при прохождении паковых льдов, а с менее мощным льдом современные атомные ледоколы справятся самостоятельно.

Иными словами, оптимисты заявляют, мол, у новой технологии огромные перспективы, но скептики их осаживают: даже для эксперимента в Арктике потребуется судовая лазерная установка с гораздо большей мощностью - более чем 200 киловатт, создать её крайне тяжело даже при современных технологиях, а если таковую и создадут, то применить её смогут лишь атомные ледоколы. И потом, как поведёт себя вода, которую выплавит изо льда луч лазера? Просто ли превратится в плотный туман, или же на морозе станет причиной образования нового слоя наледи?

И всё же первый шаг сделан – судовой лазер мощностью в 30 киловатт испытан в лаборатории. По заявлениям учёных, установка уверенно режет лёд толщиной один метр с расстояния шесть метров. Теперь исследовательская группа протестирует его на ледоколе «Диксон». Разработкой этого устройства занимаются специалисты НПО «Астрофизика» при поддержке Арктического и Антарктического НИИ Санкт-Петербурга. Им предстоит опытным путём проверить свои теоретические расчёты, а также на практике измерить энергопотребление и другие параметры своего гиперболоида.

Военным тоже хочется…
А военные в предвкушении, между прочим, уже потирают руки, ведь от судового лазера до боевого, корабельного не так уж и далеко! А какой генерал (адмирал) не мечтает о гиперболоиде инженера Гарина?! Мечтает, и ещё как! Американцы, например, разработали YAL-1, чтобы сбивать ракеты, есть у них и варианты судовых лазеров для ослепления противника. Ещё в СССР изобрели корабельный лазерный комплекс «Аквилон», имеется у России и «летающий лазер» А-60… А вот термин «боевой ледокол» до последнего времени воспринимался как абсурд, и это понятно: как вести боевые операции в условиях Арктики, её температур, метелей и туманов, да и в ледовых полях особо не наманеврируешься?! И вот теперь ситуация (по крайней мере, на море), похоже, меняется.

В петербургском ЦМКБ «Алмаз» создан многоцелевой универсальный патрульный корабль арктической зоны проекта 23550, который уже строится на Адмиралтейской верфи. Наши потенциальные противники, которых с некоторых пор почему-то принято назвать «партнёрами», уже забили тревогу: «этот русский корабль будет способен не только пробивать коридоры гражданским судам и обеспечивать стабильные грузоперевозки, но и при необходимости уничтожать», ведь на борту ледоколов проекта 23550 (за вертолётным ангаром) можно разместить и пусковые контейнеры с восьмью «Калибрами-НК». А если ещё и боевой лазер куда-нибудь пристроить, да ещё и позаботиться, чтоб он не только лёд резал, а всякие там плывущие и летающие цели!..

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий