Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Новости Северодвинска и Архангельской области

Чтобы были перспективы карьеры на Севмаше, необходимо пройти обучение по программе переподготовки

16.03.2019
Изменить размер шрифта
Представьте, вы зашли в салон самолёта, удобно устроились в кресле и собираетесь в течение нескольких часов наслаждаться полётом.

 Как вдруг из динамиков внутренней радиосвязи необычное объявление: место у штурвала занял не лётчик, а менеджер. Скорее всего, пассажиры (и вы в их числе), схватившись кто за голову, кто за сердце, ринутся к выходу.

К чему это я? Поясню. Знакомый кадровик, отвечающий за обеспечение стапеля персоналом, намедни рассказал мне поучительную историю. Приходит к нему устраиваться технологом девушка, только что получившая диплом управленца. На все доводы, что профессии инженера и менеджера – далеко не родственные, она самонадеянно парирует: «Я понятливая, справлюсь, научусь». Её уверенность в собственной правоте пошла на убыль лишь после предложения написать технологию монтажа линии вала подводной лодки. Не понимающая, как отремонтировать личный автомобиль, она не смогла справиться с задачей.

Менеджеру не быть инженером
Сегодня сложилась любопытная ситуация. В университетах по заочной форме обучаются 1143 работника Севмаша. Из них лишь 640 нацелены на высшее техническое образование: 515 – в ИСМАРТе и 125 – в других вузах. Оставшиеся 503 постигают на платной основе гуманитарные специальности – менеджеров, юристов, экономистов, учителей, психологов. Есть и более экзотические для судостроения: «Нефтегазовое дело», «Лесное дело», «Водные биоресурсы и аквакультура», «Агроинженерия», «Агрономия», «Дошкольная дефектология», «Физкультура», «Реклама», «Туризм», «Зоотехника»... Многие студенты – как правило, рабочие, – после диплома надеются на карьерное продвижение, хотят стать инженером, производственным мастером. До недавнего времени так и происходило. Но теперь положение изменилось.

Радикально поменять судьбу
– В соответствии с законодательством в 2020 году мы должны внедрить новые профессиональные стандарты, – говорит заместитель генерального директора Севмаша по управлению персоналом Владимир Сыродубов. – В этих документах чётко обозначены требования к работникам, одно из главных – профильное образование. Отсюда следует важный вывод – инженер должен иметь высшее техническое, а не гуманитарное образование.
Дело, прежде всего, в том, что в гуманитарных вузах не преподают специальные инженерные дисциплины: теорию корабля, материаловедение, ядерную физику… Понятно, что не имеющие базового технического образования менеджеры, зоотехники, преподаватели физкультуры, психологи или агрономы не смогут решать производственные задачи, связанные со строительством подводных лодок.

Сегодня предприятию только на восполнение естественной убыли (люди уходят на пенсию, уезжают в другие города и пр.) ежегодно требуется 200-250 инженеров. При трудоустройстве рассматриваются документы выпускников любых технических вузов, не только кораблестроительных. Логика проста: человек, окончивший, допустим, факультет грузоподъёмной техники, изучал сопромат, детали машин, сварку, а стало быть, сможет работать у нас. И напротив. Мастер токарных работ, не знающий свойств материалов, режимов резания, – плохой мастер; мастер сварочных работ, не понимающий тонкостей своей профессии, – тоже. Конструктор (пусть и с образованием экономиста), не умеющий читать чертежи, – никудышный конструктор. Педагог или юрист технологию не напишут, а значит, они не технологи. Психолог или логопед смогут работать с металлом? На этот вопрос ответ один: с «корочками» гуманитарных вузов теперь устроиться инженером практически невозможно. 

Конечно, если сварщик учится на юриста, чтобы стать юристом, – дело другое. Так может, гуманитариям проще претендовать на гуманитарные места, а не инженерные? Конечно, проще. Кто-то так и сделает. Однако статистика неумолима: количество новоиспечённых экономистов (юристов, менеджеров) несоизмеримо со спросом на них – рынок труда перенасыщен, да и большинство не планирует столь радикально менять свою судьбу. Они состоялись как сварщики, сборщики, газорезчики, станочники, зарабатывают приличные деньги и вряд ли мечтают в одночасье превратиться в специалистов по туризму, лесозаготовкам или водным биоресурсам.

Но о карьерном росте на Севмаше всё же подумывают. Что же им делать? 

Нужен специалист-технарь
– Есть два пути, – отвечает на мой вопрос Павел Фалёв, начальник отдела технического обучения. – Первый – продолжать трудиться рабочим. Второй – получить-таки профильное образование.

Другой вопрос: на инженерных должностях есть люди без высшего технического образования, но имеющие среднее техническое. Они должны переобучаться! Предприятие, если заинтересовано в специалисте, готово оплатить его переподготовку. В приоритете – производственные мастера. Павел Геннадьевич напомнил, что в САФУ по договору с Севмашем действуют специальные курсы продолжительностью 256 часов, окончив которые, человек получает документ о повышении квалификации, приравненный к диплому бакалавра. Что позволяет занимать младшие инженерные должности – мастера, старшего мастера, инженера, технолога, конструктора или нормировщика до второй категории. Но выше не прыгнешь, и диплом юриста или экономиста не поможет. Да и стать начальником бюро, участка, тем более цеха без высшего технического не получится. На курсы можно попасть и за собственные средства.

А вот выпускникам технических вузов, мечтающим «пойти на взлёт», диплом экономиста или управленца не помешает. Но не наоборот!

– Молодой человек поступил в институт на экономиста, чтобы стать инженером? – спрашивает Павел Фалёв и сам отвечает: – Напрасно надеется. Теперь такое не пройдёт! Времена наступили другие! Нам не нужен диплом о высшем образовании, нам нужен специалист-технарь.

К слову, предприятие заключило договоры с ведущими техническими университетами страны, оттуда уже приезжают дипломированные инженеры, ожидается, что их количество будет увеличиваться. Но и студенты начальных курсов гуманитарных и экономических факультетов вполне могут перевестись в технический вуз, сдав определённые дисциплины. А чтобы подобная дилемма не возникла перед нынешними старшеклассниками, обращаемся к их родителям.

Если вы хотите, чтобы у ваших детей были перспективы на Севмаше и не только, ориентируйте их на сдачу единого госэкзамена по физике и математике. Только в этом случае можно поступить в технический вуз, а окончив его, стать инженером. Такова проза жизни.

Олег КОРОТКОВ
Газета "Вечерний Северодвинск", 11-2019, стр. 3(19)

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий