Каждый вывод нового судна из эллинга – это праздник. Побольше бы таких праздников в следующем десятилетии ОСК!
Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) отметила небольшой юбилей.
Напомним, ОСК учреждена указом президента 21 марта 2007 года, и сегодня в неё входит около 40 проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий, на базе которых консолидирована большая часть судостроительного комплекса России. Общая численность работающих здесь составляет около 80 тысяч человек. Все акции ОСК находятся в федеральной собственности.
Не остался в стороне от юбилея и президент России Владимир Путин. Он поздравил участников торжественного собрания в Москве, посвящённого этому событию. В его телеграмме, в частности, говорилось, что «компания является признанным лидером отечественного судостроения, производящим широкую линейку судов и морской техники, в том числе для работы в Арктике и на шельфе…».
На «арктический акцент» в словах президента обратили внимание многие обозреватели, и не случайно, поскольку это ещё одно подтверждение прежде выбранного курса для одной из крупнейшей и стратегически важной для России компании, ведь освоение арктического шельфа российскими техническими средствами и кораблями было поставлено во главу ещё десятилетие назад.
Торжественное собрание с юбилейной повесткой ОСК было совмещено с отраслевым совещанием, которое состоялось под председательством министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова. Он особо отметил, что предприятия ОСК в ближайшем будущем ждут решения по увеличению доли гражданской продукции в работе корпорации. Начало, впрочем, уже было положено в прошлом году - впервые объём гражданского судостроения вырос более чем на 10 процентов. Эту динамику, как отметил министр, нужно поддерживать, чтобы к 2030 году объём гражданского производства возрос в несколько раз.
Шла речь и о модернизации производства на российских верфях. Для этой цели планируется инвестировать более 15 млрд рублей. Причём среди приоритетных были названы проекты по модернизации предприятий в Крыму, Санкт-Петербурге и Рыбинске. Например, президент ОСК Алексей Рахманов отметил, что в результате модернизации Адмиралтейской верфи Санкт-Петербурга станет возможным строительство здесь крупнотоннажных судов. В целом же, по его словам, у каждой из верфей, входящих в состав ОСК, со временем должна появиться
своя специализация. «Мы меняем подходы. Техническое перевооружение судостроительных заводов будет рассматриваться не в процессе переоснащения отдельных производственных единиц, а как модернизация различных производственных площадок единой компании. Где-то мы сделаем акцент на проектное производство, на производство секций, где-то сконцентрируемся на производстве крупных блоков и превращении их в готовые изделия. За счёт этого снизятся операционные и инвестиционные затраты, у каждого предприятия появится своя точка компетенции», – подчеркнул Алексей Рахманов.
Для повышения конкурентоспособности предприятий ОСК уже разработан целый комплекс мер, сообщил президент ОСК: «Мы снижаем издержки, повышаем эффективность, прозрачность закупок, внедряем принципы бережливого производства, новейшие, в том числе и цифровые, технологии, централизуем управление. К примеру, экономический эффект от повышения прозрачности закупочных процедур в прошлом году составил 4,5 млрд рублей экономии».
И ещё одну новость, имеющую прямое отношение к Северодвинску, озвучил Алексей Рахманов, правда, уже на другом мероприятии - Арктическом форуме в Архангельске: ОСК готова приступить к производству атомных подлодок пятого поколения, хотя и оговорился - когда поступит соответствующий заказ. Напомним, в августе прошлого года генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» сообщил, что в России ведётся разработка атомных многоцелевых подводных лодок 5-го поколения.
Олег АНДРЕЕВ