Новости Северодвинска и Архангельской области

339. Терещук Кузьма и другие

25.06.2016
Изменить размер шрифта
Мемориал жертвам конвоя БД-5 на острове Белом в Карском море. Фото из архива Олега Химаныча

Поисковики идут по следам БД-5 - самого трагического конвоя в Арктике.

Он и в самом деле самый трагический. И до него в Северном Ледовитом случались катастрофы, в том числе и в военное лихолетье. Однако лишь во внутреннем арктическом конвое, обозначенном литерами БД-5 и вышедшем из Молотовска на Диксон 6 августа 1944 года, число жертв перехлестнуло всё, что было в истории до и после. В списке погибших, который поисковики составили в алфавитном порядке, с учётом данных на 12 августа 2009 года 378 фамилий! 

Спустя 70 лет
В списке погибших Кузьма Яковлевич Терещук значится 339-м. Мы уже писали о том, как спустя почти семьдесят два года имя этого человека вместе с известием о последних мгновениях его судьбы всё же явилось к нам, живым. Напомним, тело красноармейца К.Я. Терещука вместе с двенадцатью, такими же погибшими пассажирами «Марины Расковой» в августе 1944 года оказалось выброшенным в кунгасе на берег острова Белого в Карском море. Однако только в прошлом году во время археологических раскопок поисковикам удалось обнаружить его останки в полярной мерзлоте Белого и, что уж видится совсем невероятным, опознать Кузьму Яковлевича по… документам.

С помощью современной аппаратуры (видеоспектрального компаратора) свердловский криминалист Дмитрий Коковин «отыскал» в смеси берегового грунта, обрывков одежды и человеческих останков красноармейскую книжку, удостоверение, блокнот и, предположительно, фрагменты писем. В книжке «прочли» имя и фамилию Терещука, а в графе «Адрес жены или родителей» - Ровенская область, Ракитновский район. Удостоверение на имя Кузьмы Яковлевича было выдано судоверфью Главсевморпути, а в блокнотике значилось имя получателя его писем - Анна Ивановна Щукина из села Шептуховка Курской области, там же и название парохода, на котором красноармеец К.Я. Терещук отправился в свой последний рейс.

А в майские дни уже этого года, когда мне предоставили упомянутый список погибших на «Марине Расковой», последовал и новый поворот, и тема для размышлений. В списке строка: 338. Терещук Иван Яковлевич. Что же, брат?! Наверняка ведь брат!

Война не щадит никого
Строго говоря, тот рейс «Марины Расковой» не был исключительно воинского значения. Военнослужащих Карской ВМБ пароход взял на борт, но в Молотовске по трапам на «Марину Раскову» взошли и гражданские – полярники-зимовщики, геологи, промысловики и строители, завербованные на работу в Диксоне, Нордвике и Тикси. Многие из них ехали не одни, а со своими семьями, а это значит, были и женщины, и дети, и таких несколько десятков человек. Однако в посадочные списки пассажиров, как и в списки погибших, дети вносились полным именем, и теперь по документам 1944 года практически невозможно сосчитать, сколько их поднялось на борт парохода. Разве что по дате рождения можно выяснить, но её в графы документов вносили далеко не всегда. Точно известно одно – из детей «Марины Расковой» не выжил никто.

Снова список погибших… Сергеевы - Анатолий Яковлевич, Лев Яковлевич, Владимир Яковлевич… Братья?! Десятовы - Зинаида Дмитриевна, Людмила Дмитриевна, Рита Дмитриевна… Дружинины - Галина Николаевна, Наталья Николаевна, Римма Николаевна… Ивановы – Генриетта Николаевна и Валентина Николаевна… Сёстры?! Багановы Николай Алексеевич и Анна Алексеевна… Звенигородские Николай Михайлович и Наталья Михайловна… Братья и сёстры? А здесь, может, сразу три смерти на одну семью: Отборкины - Александра Александровна, а с нею Евгения Ивановна и Лилия Ивановна…

Находки «Фертоинг»
В этом году запланирована поисковая экспедиция на месте гибели «Марины Расковой», кораблей её охранения (минные тральщики Т-114, Т-118. – Прим. О.Х.), а также и ледокольного парохода «Александр Сибиряков», который затонул двумя годами ранее в относительной близости от места трагедии конвоя БД-5. Среди участников экспедиции и гидрографы, и водолазная группа. Главная их цель – попытаться поднять на поверхность моря сохранившиеся личные вещи членов экипажа и пассажиров – для истории это более чем важные предметы.

Экспедиция 2016 года уже не первая, и по результативности очень удачной оказалась предыдущая. Вели её сотрудники компании «Фертоинг», которые зафрахтовали современное аварийно-спасательное судно «Балтика». Современным было и оснащение экспедиции – акваланги, телеуправляемые подводные аппараты, гидролокаторы кругового обзора…
Интересна последовательность работ в районе гибели советских кораблей, а также и выяснившиеся во время них нюансы. Впрочем, уже само то, что искомые объекты были найдены, явилось большой удачей, ведь понятно, что в момент катастрофы каждого из кораблей штурманам было не до точности в определении координат.

«Марину Раскову» поисковики узнали по типичным силуэтным признакам для транспортных судов первых десятилетий прошлого века, а также по обнаруженным впоследствии деталям. Чрезвычайно повезло, что в районе затопления судна держалась хорошая видимость – до 30 метров, и когда водолазы принялись удалять органический слой с одного из фрагментов судна, им открылась  надпись – Iberville. Именно такое название носил одно время пароход, прежде чем его переименовали в «Марину Раскову». А потом ещё и более доказательная находка – в одном из обросших водорослями, ракушками и прочей морской органикой фрагментов водолазы обнаружили рынду (!), а на ней надпись – Mystic 1918. Тут уже последние сомнения отпали, ведь и такое название носил американский транспорт до передачи его Советскому Союзу.

На «Марине Расковой», как и на всех транспортах военного времени, имелось хотя и небольшое, но собственное вооружение. Его тоже нашли водолазы на кормовой надстройке – пушка и пулемёт Mark-V, а также патроны…

Корпус ледокольного парохода «Александр Сибиряков», который вёл неравный бой с фашистским рейдером «Адмирал Шеер» 22 августа 1942 года, оказался в так называемой области сильной песчаной взвеси. Её постоянно наносило от близко расположенной островной суши. Поэтому поначалу пароход идентифицировали по внешнему признаку – удлинённому полуюту, характерному для этого ледокольного парохода. Потом уже пошли материальные находки – пулемёт ДШК, который, к слову, удалось поднять на поверхность, патроны, другие предметы, подтверждающие, что экипаж парохода вёл бой…

Особая речь о корабельном колоколе «Александра Сибирякова» – рынде. Её обнаружили, но характерного клейма на ней не увидели, а потом, уже по форме крепления, поняли, что вместо рынды на знаменитом советском ледокольном пароходе использовался небольшой… церковный колокол. Тогда и выдвинули версию, мол, пароход «потерял» свою именную рынду в одной из многочисленных аварий, в какие попадал ещё до войны. Поэтому якобы вместо неё использовали колокол, снятый с одной из церквей Архангельской области. С колоколом-рындой, к слову, связан случай, который иначе как мистическим не назовёшь. Когда поисковики смывали с него окислы, вода, попавшая внутрь, обратно выливалась уже… красной, как кровь! Мы же знаем - более 70 моряков «Александра Сибирякова» погибли в том бою с «Адмиралом Шеером». Разве не мистика?!

В районе гибели минных тральщиков Т-114 и Т-118, которые должны были оберегать «Марину Раскову», но так и не уберегли, глубина достигала 70 метров – водолазы здесь долго работать не могли. К тому же корпуса обоих кораблей подверглись сильному разрушению ещё до погружения на дно. По выражению одного из участников экспедиции, поисковики «их увидели только в мелких разбросанных деталях».

Не ушли от расплаты
В заключение о главном действующем лице в трагедии конвоя БД-5. Им стала фашистская подлодка U-365 под командованием Хаймара Ведемайера. Всего она совершила 11 боевых походов и, помимо «Марины Расковой» и двух кораблей её охранения, потопила ещё один боевой корабль и ещё один повредила.

Роковым для пирата стал день 13 декабря 1944 года. К востоку от острова Ян-Майен, что в Норвежском море, в точке c координатами 70°43, N и 08°07, E два самолёта Swordfish c британского эскортного авианосца Campania забросали U-365 глубинными бомбами. Из экипажа подлодки (50 человек) никто не уцелел.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий