Новости Северодвинска и Архангельской области

Сто дел подполковника Морозова

28.06.2015
Изменить размер шрифта
Алексей Морозов. Фото  Владимира  Ларионова-мл.

В северодвинском отделе МВД – новый начальник следствия.

На эту должность Алексей Морозов был назначен еще в апреле. Но познакомиться нам удалось только сейчас. Дел, знаете ли, много в производстве.

Из квартир теперь воруют редко
В милиции Морозов с 1993 года. Начинал с патрульно-постовой службы, чем и по сей день горд. Говорит, было бы правильно, если бы каждый поступающий на полицейскую службу через ППС прошел - опыт общения с людьми и понимание жизни именно там приходят.

- Алексей Юрьевич, а после патрульно-постовой где служили?

- Год в конвойной службе – это подразделение сопровождает обвиняемых на судебные заседания. Наблюдая за работой судей, прокуроров и адвокатов, решил, что нужно учиться, обязательно получить юридическое образование. Поступил в Вологодский институт права и экономики Минюста. Затем был следственный отдел и следственное управление УВД Северодвинска. Три года - начальником следственного отделения по расследованию дел, совершенных организованными группами.

- Тот самый, на Советской, 11?

- Да, на знаменитой Советской, 11. После реорганизации службы мы опять называемся следственным отделом. А в следствии я прослужил более двадцати лет.

- Двадцать лет - что изменилось в вашем деле за это время?

- Изменилось на самом деле многое. Начинал в конце девяностых. Было время, когда наша следственная группа рано утром в машину загружалась, переезжала с одного места преступления на другое и глубоко под ночь возвращалась. Город захлестнули квартирные кражи, грабежи, разбойные нападения в масках - несколько преступных групп в Северодвинске орудовали. Но мы справились, порядок в городе навели. Сейчас время другое. Люди стали жить лучше, и, соответственно, меньше совершается преступлений, да и профессиональный уровень сотрудников заметно повысился.

- Чем сейчас в основном занимается следствие ОМВД?

- В нашем коллективе работают профессионалы, которым под силу расследования фактически любого уровня сложности. В настоящее время в производстве уголовные дела экономической направленности, по поджогам, незаконному обороту наркотиков и оружия, дорожно-транспортным происшествиям, коррупции. Расследуем кражи, грабежи, разбои, тяжкие телесные повреждения. Словом, достаточно большой круг дел у нас.

- Алексей Юрьевич, вы каждый день полицейские сводки правонарушений читаете. По какому поводу сейчас наши граждане чаще всего бедокурят?

- В основной массе мелкие кражи – телефоны и тому подобное. Из квартир теперь воруют редко. Зато много тяжкого вреда здоровью друг другу причиняют – это факт. Дерутся! Как правило, в состоянии опьянения: выпили, повздорили - и сразу за ножик. Причина роста данной категории преступлений, на мой взгляд, - чрезмерная доступность алкоголя, количество так называемых «наливаек» в городе зашкаливает. Здесь есть над чем работать, есть понимание проблемы, уверен, нам удастся снизить волну пьяной преступности.

Да, в последнее время фиксируется небывалый рост мошенничеств. Страдают в основном пожилые люди, но и тем, кто помоложе, достается. Сильно распространилось мошенничество через мобильные телефоны на платформе «Андроид». Преступники отправляют SMS с вирусной программой, вы его открываете, ну а далее вредоносная программа считывает с вашего телефона персональные данные, пароли и прочее.

- Что можно посоветовать?

- Просто не открывать сообщения с неизвестных номеров. Не скрою, большинство подобных преступлений раскрываются тяжело, поскольку преступники физически могут находиться где угодно, даже за границей. Но результаты все-таки есть, и даже задержания есть. Не так давно группу таких вот гастролеров-«кулибиных» задержали в Архангельске.

- Интересно, а гаджеты в полицейской действительности присутствуют?

- В упомянутые девяностые пишущую машинку «Ятрань» давали только особо отличившимся следователям в качестве поощрения. Это писк был! А первый компьютер на службу я сам купил. Сегодня же современные технические средства, конечно же, в работе присутствуют и помогают. Значительное количество преступлений раскрываются при помощи тех же видеокамер.

Мошенник прятался в багажнике
- Понятно, что преступник нынче с выдумкой пошел. Расскажите, пожалуйста, какие дела из последних вам запомнились.

- В мае закончили и направили в суд уголовное дело в отношении членов организованной группы так называемых «черных риэлторов» из вполне легального агентства недвижимости «Северодвинское». Возбуждению дела предшествовала серьезная разработка, была создана специализированная следственно-оперативная группа, проведена объемная кропотливая работа. В результате трем участницам ОПГ предъявлено обвинение в мошенничестве, наложен арест на приобретенное преступным путем имущество. Дело было сложным, серьезным, в настоящий момент оно рассматривается в суде.

- А из совсем свеженьких?

- На стадии завершения расследования уголовное дело в отношении северодвинца, который также мошенническим путем похищал у горожан автомобили. Семь эпизодов по делу проходит. Схема такая: потерпевший подавал объявление в газету о продаже авто. Появлялся покупатель, тот самый северодвинец. Продавцу машины он представлялся или военным, или сотрудником правоохранительных органов, машину просил продать в рассрочку, делал первый взнос и забирал легковушку.

Затем он тут же продавал ее по заниженной цене, после чего исчезал в неизвестном направлении. Ну а поскольку мужчина тщательно скрывался, то был объявлен в федеральный розыск. В ходе оперативных мероприятий он был задержан в одном из местных ГСК. От сотрудников полиции он прятался в багажнике автомобиля.

- Машин стало больше и преступлений с их участием тоже?

- Можно и так сказать. В мае мы направили в суд уголовное дело по факту незаконной предпринимательской деятельности и нарушения таможенного законодательства. Еще один житель Северодвинска отличился тем, что систематически покупал и гнал сюда автомобили из Европы, фальсифицируя таможенные и другие документы. По сути, он делал бизнес, но регистрироваться в качестве предпринимателя и платить налоги не собирался. Расследование данного преступления длилось больше года. В рамках дела направлялись международные запросы и поручения, назначались криминалистические экспертизы, работа была проделана действительно уникальная. Дело уже в суде.

- Алексей Юрьевич, следственный отдел северодвинского ОМВД традиционно один из лучших в области. А что он сейчас из себя представляет?

- Вы правы, здесь работали и работают самые высококвалифицированные следователи. Это традиция, учителя были хорошие. В последние годы значительно омолодился личный состав. Раньше средний возраст следователя обозначался цифрой сорок пять, а сейчас уже тридцать лет. Но это, скорее, общероссийская тенденция. Двадцать восемь человек работают сейчас в следственном отделе. Двенадцать из них - женщины. В 1994 году, когда я пришел в следствие, у нас работали две женщины.

- Так значит, женское это дело, дела уголовные расследовать?

- Наших женщин очень уважаю. По некоторым показателям, по отношению к процессу расследования они мужчинам дадут фору. Это несмотря на то, что на них еще и дом, и семья. Женщина-следователь, она хозяйка своего дела, она его расследует, как будто хозяйство ведет.

- Что такое следователь и следственная работа сегодня? Каким нужно быть человеком, чтобы у тебя это хорошо получалось?

- По моим понятиям, хорошим следователем может быть только тот, кто своим делом просто живет.

- В том смысле, что пропадает на работе и даже ночует здесь? В криминальных сериалах это часто показывают.

- Ночевать необязательно, а вот проявлять искренний интерес к процессу, болеть им - да. Лично мне это всегда было интересно. Поэтому я в курсе всех дел (а их порядка ста), которые в настоящий момент находятся в производстве отдела.

- Сто дел, Алексей Юрьевич, это много?

- Если брать областные показатели, то средне. Впрочем, по сравнению с прошлым годом нагрузка выросла на треть. Справляемся. Да и молодежь сейчас другая - более подкованная, амбициозная, что ли, и трезвая. Мы ради поддержания дружеского климата иногда выезжаем за город - ветеранов приглашаем, конкурсы разные придумываем, шашлыки готовим. А интереса к спиртному, я заметил, сотрудники не проявляют.

- Вот супругам-то полицейских, наверное, счастье да радость. Кстати, а ваша супруга тоже юрист?

- Начнем с того, что она сибирячка. Нет, не юрист, а экономист по образованию. В настоящее время руководит одним из областных подразделений компании «Росгосстрах». Две дочки у нас. Старшая, окончив лицей №17, поступила в Российский университет дружбы народов, живет теперь в Москве. Ну а младшая дочка окончила пять классов 14-й гимназии. И, к слову, очень папиной службой интересуется. Всю «Прокурорскую проверку» на планшете посмотрела, хотя дома я рабочие моменты не обсуждаю. Вот мы с женой и задаемся вопросом: не следователь ли будущий в семье подрастает?

Марина НЕВЕРОВА

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий