Новости Северодвинска и Архангельской области

Не ходите, люди, в Африку гулять

21.11.2015
Изменить размер шрифта
Теперь бурлит в Париже, но не забыт и Синай. «Вечерка» разыскала северодвинца, отдыхавшего в Шарм-эль-Шейхе в день крушения российского самолета с туристами.

Известный в нашем городе предприниматель Константин Машенькин с сыном Алексеем прилетели в Шарм-эль-Шейх ровно за день до катастрофы.

Пригляд в полглаза
- В принципе, мы могли видеть, как уходил в свой последний путь тот борт. Пляж нашего отеля и аэропорт – совсем рядом.

- Константин, как вы узнали о катастрофе? Местные каналы оперативны?

- Самый оперативный канал – моя супруга, рассказавшая мне об этой катастрофе по телефону из Северодвинска. Тут никто еще не знал, на пляже все было спокойно, я сам ходил и спрашивал у людей: мол, слышали, что наш самолет упал? Сначала никто не верил, а к вечеру в отеле поднялась такая шумиха! Все отдыхающие высыпали со своими смартфонами и планшетами на ресепшен, все в Интернет, связываться с родными и турфирмами, читать последние новости. Трафика почти не было.

- Какие же эмоции преобладали? Страшно было, к примеру?

- В нашем отеле находилось постоянное представительство туроператора, у которого мы купили путевки, и его тут же начали атаковать на предмет вылетов. Поначалу у всех была только одна мысль: как мы отсюда выберемся? Да и лететь после всего случившегося было реально страшно. Но нас сразу успокоили: меры принимаются, самолеты пойдут по расписанию. И действительно, задержки рейсов наблюдались лишь в первый день после теракта.

- Теракта? Но ведь официальной информации о причинах катастрофы еще не было.

- Ее не было, но наши летчики и стюардессы, с которыми довелось поговорить в аэропорту Шарм-эль-Шейха, в этом не сомневались.

- Что с мерами безопасности? Они и правда оставляют желать лучшего?

- У нас это называется одним словом – колхоз. В российских аэропортах пассажиров заставляют снимать верхнюю одежду, вынимать из брюк ремни, какие-то железяки из карманов, снимать обувь, ну и так далее. В Египте все гораздо проще. Дети проходили мимо контроля с рюкзачками за плечами, взрослые - с напитками. В общем, пригляд в полглаза. При желании можно было черта лысого провести.

- Наверняка ведь после дня Х ситуация поменялась?

- После катастрофы, в день нашего отлета, проверяли словно бы за все прошлые годы. У меня с собой был волейбольный мячик, с которым и в самолет не пустили, и в багаж его не взяли. Кончилось тем, что кто-то с кем-то договорился и мячик полетел со мной. Точно так же одних пускали на борт с водой, а другие свои бутылки выбрасывали. Словом, чувствовался некий хаос и перестраховка.

- Не перестраховка, а дополнительные меры безопасности, может быть?

- Египтяне нагнали к аэропорту солдат, расставили вокруг зенитки, только вот к чему все это?

Свой чемодан на память сфотографировал
- Какие-то особенности у вашего рейса были?

- Пассажиров сразу же предупредили, что кормить на борту не будут. Напитки развезли всего один раз, поэтому люди сами все время ходили за водой. Все устали – летели на час дольше, поскольку облетали стороной Синайский полуостров. Да, самолет был переполнен – в салоне набилось много ручной клади, ведь сумки-то наши полетели отдельно.

- Константин, а как проходил процесс «экспроприации» чемоданов?

- С чемоданами, кстати, мы в душе попрощались. Я свой даже сфотографировал на память. А так, в отеле раздали нам анкеты на прием ручной клади: фамилия, адрес доставки, цвет сумки и прочее. И сказали, что багаж доставят на грузовом ИЛе, а получим мы его дома, чуть позже. Видели мы с пляжа один такой ИЛ. Огромный, взлетал медленно, и сразу же запахло солярой. Видимо, сумки копят-копят и потом сразу много увозят.

- Скажите, пожалуйста, а повседневная жизнь в отеле после известия о катастрофе как-то изменилась?

- В смысле, стало ли нам печально?

- Ну, примерно так.

- Да, люди, конечно, за своих соотечественников переживали. Но мы ведь на ситуацию повлиять не могли, правда? Поэтому коренным образом ничего не изменилось. Те же аниматоры, те же развлечения, тот же пляж. Либо ты отдыхаешь, либо новости на тебя давят и ты еще больше устаешь.

- Каким вы запомнили Шарм-эль-Шейх в день отъезда?

- Практически опустевшим. Сотрудники разъезжались по своим домам, туристы по своим. Из двух с половиной тысяч человек в отеле при мне осталось не более пятидесяти. И они улетали на следующий день. А через три дня, как нам сказали, гостиница за-крывалась, точнее, консервировалась. Только полиэтиленовые пакеты ветром носило да одинокая кошка тенью проскальзывала.

- Вы уже придумали себе альтернативную страну для отдыха?

- Может быть, Таиланд? Но я в этом смысле турист не типичный – рост у меня очень высокий, ноги в самолете складывать некуда. Однажды вот стоя четыре часа летел. И если дорогу до Египта я еще терпел, то дальше, боюсь, не выдержу.

Беседовала Наталья КОЛОГРЕЕВА


P.S. А чемоданы наших туристов в Архангельск все-таки прибыли - в минувшую пятницу.






Если бы я был членом правительства, я бы тоже всех в Крым звал
Но у туристов должна быть альтернатива, считает директор известной северодвинской туристической компании Сергей Василенко.

- Сергей, скажите, пожалуйста, кто в первую очередь пострадает от запрета полетов в Египет, если говорить о турбизнесе. И будут ли банкротства?

- По поводу банкротства сейчас говорить сложно, поживем – увидим. Но самые маленькие фирмы понесут самые большие потери. Я ожидаю падения продаж туристического продукта на 80-90 процентов. Хотя вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович озвучил предложение компенсировать тур-агентствам убытки, которые мы терпим вследствие принятых ограничений.

- Федеральные чиновники зовут в Крым. Это реальная альтернатива африканскому отпуску?

- Знаете, если бы я был членом правительства, то я бы, наверное, всех звал в Крым. Да, с одной стороны, чем больше наших граждан остается на отдых в России, тем лучше экономике страны. Но я считаю, что у людей должен быть выбор. Где им нравится отдыхать, там пусть и отдыхают.

- Очень важная тема. Как вы теперь общаетесь со своими туристами? С теми из них, кто купил путевку, но уже попал под запрет авиаперевозок в Египет?

- Проблем с коммуникацией нет. Конечно же, мы на связи, у нас открыты офисы, у всех есть Интернет, телефоны. Замечу, что в основном наши северяне реагируют на сложившуюся ситуацию спокойно. Сейчас проблема в том, чтобы вернуть несостоявшимся туристам их деньги.

- Не соглашаются менять направление тура?

- Кто-то и соглашается меняться, но большинство выбравших пляжный отдых просят вернуть деньги. Сопоставимых по стоимости с Египтом туров в теплые страны сейчас точно нет. Более того, теплые туры после запрета полетов резко подорожали - от 30 до 50 процентов.

- Легко ли вернуть людям их деньги?

- Совсем не легко, если не сказать сложно. Средства перечислены на счета туроператоров. Думаю, они всеми силами будут пытаться эти денежки удержать, уговорить туристов выбрать другое направление или перенести отдых на более поздний срок. Возможны даже суды.

- Сергей, как думаете, когда все это закончится и египетский авторитет будет восстановлен? Опять же, какое время наш турбизнес сможет без Египта продержаться?

- Это у кого на сколько ресурсов хватит. Дай бог, чтобы все выжили. Когда все это закончится? Думаю, тут прогнозы давать просто нереально, это же политика.

- Значит, и здесь импортозамещение. Отдыхаем в России?

- На мой взгляд, в России отдых великолепный, вариантов великое множество – одна шестая часть суши все-таки. Что касается Архангельской области, то о пляжном отдыхе, естественно, и говорить не стоит, а вот в плане экскурсионных поездок или патриотического туризма путешествовать можно много и интересно. Да тут невспаханное поле!

Ольга СОЛОВЬЁВА

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий