Новости Северодвинска и Архангельской области

Над Челябинском пролетел не метеорит...

21.04.2013
Изменить размер шрифта
Эту модель небесной сферы Алексей Витальевич применяет в качестве учебного пособия и на уроках физики, когда объясняет, что такое относительность движения. Фото Владимира Ларионова
Эту модель небесной сферы Алексей Витальевич применяет в качестве учебного пособия и на уроках физики, когда объясняет, что такое относительность движения. Фото Владимира Ларионова

Алексей Лыбашев о том, что Солнце вращается вокруг Земли, встрече с инопланетянами и рябиновых ночах.

12 апреля – День космонавтики. 20 апреля – День астрономии. Чуть больше двух месяцев прошло с того дня, когда возле Челябинска упал метеорит, и это событие до сих пор на слуху. В общем, поводов, чтобы поговорить о космосе, того да больше. С вопросами вселенского масштаба «Вечерка» отправилась к учителю физики и астрономии Алексею Лыбашеву. Педагогический стаж Алексея Витальевича 29 лет, из них 14 лет – в гуманитарной гимназии №8.

«Звездные» кусочки
- Алексей Витальевич, для начала проведите, пожалуйста, для наших читателей маленький ликбез: чем астероиды отличаются от метеоритов? Первые где-то далеко, а вторые так и норовят упасть на Землю?

- Не совсем так. Астероиды – это довольно крупные объекты, от нескольких метров до нескольких километров в диаметре. Орбиты астероидов проходят между Марсом и Юпитером. Иногда эти орбиты бывают эллиптическими, тогда астероиды могут пролететь недалеко от Земли, как Апофис недавно. А метеориты более мелкие объекты, диаметром от миллиметров до нескольких метров. Но по сути то и другое – каменная или железная глыба.

- Слушаю вас и вспоминаю уроки астрономии. У нас была креативная по советским временам учительница. Мы, например, писали сочинение «Полет на Марс» под музыку рок-группы «Зодиак». Сейчас в школе астрономию не преподают. Когда ее отменили?

- Школа не стоит на месте, развивается. Последний раз базисные учебные планы менялись в 2004 году. Тогда астрономию и исключили из этих планов. Да, детям этот предмет всегда нравился. Учителя повздыхали, посожалели. Но что мы можем сделать?

- Почему это произошло? Странно не изучать астрономию в стране, которая позиционирует себя как космическая держава…

- Может быть, как раз потому, что мы стали терять в этой отрасли лидерские позиции. Правда, авторы учебных программ, наверно, понимают, что совсем без астрономических знаний нельзя. Астрономию «раскидали» по учебной программе физики. Про движение искусственных спутников немного говорим в 9-м классе, про силу тяготения на Земле - в 7-м и 9-м. В конце 11-го класса восемь уроков отводится на астрономию. Все кусочками, урывками. Вопросы космологии, такие, например, как теории происхождения Вселенной, вообще не рассматриваются – только темы астрономии, связанные с физикой.

- А вот ваш коллега, учитель из Великого Новгорода Владимир Афанасьев, в интервью одному из интернет-изданий сказал, что сейчас в учебниках материала по астрономии даже больше, чем было при СССР. Вы с этим согласны?

- Не согласен. Это в Интернете сейчас можно найти любой материал – то, чего не было в советских учебниках. К примеру, фотографии планет, звездных систем, сделанные спутниками NASA. Если бы в нынешних условиях полноценно преподавать астрономию, то можно было бы вообще без учебника обойтись. Но раз этого нет в школьной программе, то и интересуются астрономией единицы учащихся.

- Знаю, что среди ваших учеников такие есть…

- Несмотря на отсутствие астрономии, олимпиады по ней проводятся уже несколько лет. Я не представлял, как можно участвовать в том, что не изучаешь. Но в этом году решил попробовать. Набралось 20 человек из 9-11-х классов, которые захотели пройти школьный этап олимпиады. Победила ученица 9-го класса София Романова. И на городской олимпиаде она стала призером.

Дети о космосе не думают 
- Как современные дети воспринимают космос? Он для них добрый романтичный космос из «Маленького принца» или агрессивный из «Звездных войн»?

- Современные дети о космосе не думают! Вот, например, в прошлом году в конце лета американцы запустили марсоход Curiosity. Я на первых уроках спросил: «Знаете, какое сейчас главное событие в астрономии?» - «Нет, не знаем». - «А слышали про марсоход?» - «А, да, что-то слышали…» То есть они в принципе не отслеживают такие вещи. Мне самому приходится поддерживать в них интерес, потому что современный человек должен быть в курсе событий подобного масштаба.

Иногда у детей, конечно, возникают вопросы. Вот когда метеорит этот грохнулся, естественно, посыпались вопросы, подобные тому, что вы в начале задали. Кстати, на самом деле над Челябинском летел не метеорит…

- А что?!

- Болид. Я единственный раз в новостях услышал это слово, какой-то кандидат наук сказал. Когда железный или каменный кусок летит в атмосфере, трением воздуха он разогревается и превращается в огненный шар - болид. А то, что упало на Землю, уже можно назвать метеоритом. Но выросло целое поколение людей, которые не разбираются в таких астрономических тонкостях.

- Прочитала в Интернете потрясающие результаты опроса ВЦИОМ: каждый третий россиянин считает, что Солнце вращается вокруг Земли…

- Нисколько не удивляюсь. Если я маленький ребенок, которому никто не объяснял строение мира, то что я вижу из окна? Я вижу, как Солнце вращается вокруг Земли. С точки зрения физики, между прочим, так и есть. Некоторые и остаются на этом, детском, уровне знаний.

Космос вообще потерял притягательность, ореол романтичности, элитарности. В прошлом году был объявлен набор в отряд космонавтов. В Америке на два места было чуть ли не до сотни желающих. В России желающих стать космонавтами практически не оказалось. И в целом падает уровень технической образованности. Из нас растят квалифицированных потребителей. Запустили спутники связи – мы рады, что у нас цифровое телевидение появилось. А вот как это работает, сколько спутников, на каких орбитах – таких вопросов мы себе не задаем.

Глубокое, чистое…
- Когда мой коллега узнал, что я собираюсь на интервью с вами, он процитировал Канта: «Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Как вы думаете, эти две вещи связаны между собой?

- Связь, безусловно, есть - человек часть Вселенной. Если он принимает общечеловеческие ценности, задумывается о смысле жизни, тогда, конечно, для него космос – это бесконечность, из которой можно черпать ответы на вопросы бытия. Но если душа человека пуста, то, глядя на звезды, он не увидит ни глубины космоса, ни его красоты.

- В Северодвинске практически не видно звездного неба…

- Да, наблюдать звездное небо в городе неудобно. Свет зданий, фонарей смазывает картину. Нужно уезжать за город. Или смотреть в телескоп. В студенчестве у меня был друг – фанат астрономии. Он сам делал телескопы, вел кружок в архангельском Дворце пионеров. Во многом ему я обязан интересом к астрономии.

- А какие у вас были самые яркие, необычные впечатления о небе?

- Очень сильное впечатление - рябиновые ночи в моем родном селе Олема Лешуконского района. Так называются ночи с грозами, без дождя, когда на небе одни сполохи. Они бывают в конце августа. Я таких больше нигде не видел.

Когда в старших классах появился бинокль, любил рассматривать Луну. Луноход, конечно, не увидишь, но кратеры, моря - можно. А самое красивое звездное небо в нашей области я видел в Устьянском районе, когда мы студентами ездили на уборку картошки. Глубокое, чистое, низко висящее небо.

Верю, что мы не одиноки
В завершение разговора я предложила Алексею Витальевичу ненадолго снова стать студентом. Разложила на столе билеты с вопросами, попросила тянуть их и отвечать – только, в отличие от студентов, без предварительной подготовки.

Билет №4. Как вы относитесь к астрологии? Верите ли в гороскопы?

- Я понимаю, что астрология – наука очень вредная. Но забавная! В гороскопы верю, если они хорошие. А когда веришь и внутренние убеждения соотносишь со своими действиями, то все получается. И все получается по гороскопу!

Билет №1. На какой планете Солнечной системы вы хотели бы побывать?

- На Марсе. Ведь, предположительно, это планета, на которой есть вода и, возможно, даже есть жизнь.

Билет №3. Какой праздник вам ближе – День космонавтики или День астрономии?

- День космонавтики - день торжества человеческого духа, разума.

Билет №2. Верите ли вы в то, что мы не одиноки во Вселенной? Вам хотелось бы встретиться с представителями внеземных цивилизаций?

- В то, что мы не одиноки, я верю. Потому что как физик, материалист знаю, что если какое-то явление в природе возникает, то оно не единственное в своем роде. Жизнь не должна, на мой взгляд, быть уникальным явлением во Вселенной. А встречаться я бы, пожалуй, не хотел. Иногда на улице-то с незнакомым человеком боишься встретиться! А тут вообще супернезнакомые! Я бы не рискнул.

Билет №5. Какое желание вы загадали бы, увидев падающую звезду?

- Конечно, здоровья! Здоровья, счастья, любви.

- Зачет, Алексей Витальевич!

Беседовала Елена НИКОЛИХИНА
"Вечерний Северодвинск"


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий