Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Новости Северодвинска и Архангельской области

Если памятников нет, их надо придумать

23.07.2016
Изменить размер шрифта
Владимир Станулевич в Каминном зале «Вечёрки». Фото Владимира Ларионова-мл.

Владимир Станулевич считает, что мы должны научиться пользоваться своей историей в интересах сегодняшнего дня.

Владимир Станулевич, представляющий фонд сохранения исторического наследия «Император», совет которого возглавляет известная Тамара Румянцева, побывал в деревне Вавчуга и делится впечатлениями с читателями «Вечернего Северодвинска».

Дом с большой буквы
– Там триста с лишним лет назад была устроена верфь «новоманерных» судов и спущены на воду фрегаты «Курьер» и «Святой Дух». А хозяин её Осип Баженин стал основателем русского торгового флота. 

Почему Вавчуга? Озеро выше уровня Двины на несколько метров. На водопаде была поставлена лесопильная мельница,  которую отец Осипа Баженина в качестве приданого за женой получил. Позже, побывав в Голландии, Осип мельницу модернизировал. И дело пошло! Иностранные купцы покупали доски для ремонта битых штормами кораблей. А потом и сам Осип решил корабли строить. 

- Наши журналисты были в тех местах лет десять назад…

- Я знаю, вы писали. За это время ничего не изменилось! Райские места – и упадок и разруха! Давящее впечатление от дома Баженина. Основа дома крепкая - полуметровые в обхвате бревна уложены в стены. И простоит это дерево ещё не одно столетие, если не сгорит и крыша не потечёт. Видно, что дом в 1990-е приводили в порядок, но попытки что-то покрасить, обои поклеить дом не спасли – из него ушла жизнь! Всё сиюминутное давно облупилось, отклеилось, развалилось. А закрывали дом, как при бегстве: окна заколачивали дверями! Но основа у него не временная – вековая. Его местные жители так и называют уважительно - Дом, с большой буквы. Вы, спрашивают, к Дому идёте?

-  Северодвинцам это знакомо. Здесь говорят Завод.  И сразу понятно, что речь идёт о Севмаше.

– Именно! Там всё вокруг этого Дома вертится, он - стержень. И местные понимают, что сломается стержень - и деревня повалится. Вот только сделать ничего не могут.

- Это же памятник  истории и культуры регионального значения?

- И соответствующая табличка имеется. Надпись утверждает, что  лица, нанёсшие ему ущерб, будут преследоваться по всей строгости закона. Чиновники областного минкульта, ответственные за памятники, и нанесли самый большой ущерб своим бездействием. Страна должна знать своих героев – есть там такой Виталий Охремчук, начальник управления охраны памятников.

- А ведь этот проект - приведение в порядок Дома Баженина - вполне тянет на президентский грант.

- Разумеется! Но встать на ноги Дом может, только совместив в себе музей и гостиницу. Есть же предприниматели, у которых получается гостиничное дело – например, Валерий Митропольский -  акционер северодвинского ЦУМа, гостиницы на Соловках, гостиницы в Крыму. Кто бы предложил ему взяться и за гостиницу в Вавчуге?  Там ведь и идеология очень подходящая Северодвинску, связь времён – старая колыбель флота и новая колыбель. Власть должна включить Дом в программы по развитию туризма, по культуре, создав филиал музея, поделившись экспонатами. Я уверен, привели бы Дом в порядок - и деревня встала бы на ноги.

- Вот только добираться сложно…

-  До Луковецкого и Чухчеремы дорога хорошая. От Чухчеремы до Вавчуги - чистое поле и тракторная колея вдоль берега. Но от Чухчеремы катером  по реке 15 минут – и впечатления незабываемые. Есть еще дорога от Луковецкого на Вавчугу, но её не знаю.

Вавчуга обычная по нынешним временам деревня - зимой вымирает. Может, две-три старушки живут постоянно. Летом оживает. Рядом деревня с интересным именем Лубянки. Нас возил на лодочке по озеру Александр с Лубянки.

Дом Баженина украшает ещё одна табличка. Она гласит: «Первостроителям российских кораблей от корабелов судоверфи «Звёздочка». Июнь 2004 года». Это пока весь вклад «Звёздочки». Кстати, в ведении Николая Яковлевича Калистратова и вторая, военная часть колыбели русского флота – соломбальская «Красная кузница». Если в Вавчуге 120 судов построено, то в Соломбале - 450 парусных линкоров и фрегатов. А  там сохранились в очень плачевном состоянии два слипа (аналоги сухого дока) Соломбальского адмиралтейства примерно 1737-1741 года постройки. По Закону «Об объектах культурного наследия» этот археологический памятник надо поставить на учёт, а в идеале провести раскопки. Но это дорого - года три назад археологи называли цифру в 40 миллионов рублей по госрасценкам. 

- Это серьёзная сумма. И где её взять?

- Есть законный способ: при проведении строительства и даже проектировании заказчик обязан заложить в смету средства на археологию. На этом месте «Красная кузница» собирается строить причал - это очень большие деньги. Можно и нужно обратиться к федеральной власти.  Тот же Рогозин прекрасно  понимает символическое значение колыбели русского флота, он сам гуманитарий. А уж что получится - посмотрим. 
Если ничего не выгорит, просто привести эту территорию в  торжественный вид: убрать свалку пром-отходов, огородить цепями-якорями, установить стелу или макет корабля… И пожалуйте школьники, молодожёны, туристы и московское начальство на экскурсию. 

Чай для зажиточных
- А на региональную власть надежды совсем никакой? 

- Региональные чиновники от культуры раздавлены размером проблемы - памятников тысячи! Только на реставрацию заостровской деревянной церкви потребовалось 70 миллионов. А таких церквей больше тысячи, половина деревянных церквей сосредоточена в нашей области, и большинство памятники федерального значения. Областной минкульт не знает, за что им хвататься, и бездействует: нам денег не дают, что мы можем сделать?
Мы теряем памятники истории десятками, если не сотнями в год. Осенью прошлого года состояние памятников культуры Архангельской области смотрела областная прокуратура. Выводы, сделанные в докладе, катастрофические. За последние годы безвозвратно потеряно около 420 памятников истории и культуры. 

Еще 15 лет - и мы церкви потеряем почти полностью, а федералы не выделяют деньги и не меняют правила реставрации. Ведь реставрация в пять раз дороже простого строительства! Надо провести в области и федеральный «круглый стол» по путям спасения деревянных памятников с приглашением писателей, режиссёров, журналистов, чиновников и депутатов.

В области министр культуры должен приглашать по списку зажиточных людей Архангельской губернии, поить чаем, напоминать о долге перед Родиной и уговаривать купить джип не через год, а через два - и спасти какую-нибудь церквушку. Если удастся уговорить одного из десяти, это будет отличный результат! Надо прекратить строить новые деревянные церкви и часовни, когда гибнут многовековые старые. Старые, если они регионального значения,  надо переносить на новые места, раз местные жители не могут их сохранить сами. И так далее, и так далее.

Что выиграет Северодвинск?
- Северодвинск от отголосков славного прошлого может что-то выиграть? 

- Разумеется! Так было всегда: узкая специализация северодвинской оборонки - атомные подводные лодки – даёт пиковые значения,  как это сейчас происходит, когда идут «Ясени» и «Бореи», развитие города идёт, дома для работников строятся. Но будет и просадка вниз, ведь внешняя опасность всё-таки в большей степени на сухопутных границах, чем на морских, – нужны танки, самолеты, ПВО. 

Господин Рогозин недавно собрал руководителей судостроительных предприятий ВПК и заявил, что военное судостроение после 2018 года «должно спуститься с горочки». В связи с этим борьба за государственный рубль обостряется. И в этой борьбе придётся использовать все формы и методы. Даже те, о которых вообще не стоит говорить.

- А о чём говорить стоит?

– Нынешние руководители не знают, как использовать Вавчугу и Соломбалу. Мы вообще не умеем пользоваться своей историей, всякими нематериальными символами в своих  интересах. Итог - победы технарей над гуманитариями и нарушения баланса.  Вот о чём надо говорить в СМИ.

Нам нельзя отдавать Воронежу или Петербургу звание колыбели  русского флота. Это весомый и красивый аргумент в пользу Северодвинска в Москве и везде-везде. Надо, как при Петре, бороться за повышение роли морской составляющей стратегии России, проводить исследования, убеждать через федеральные СМИ, лоббировать. Заметил, какое неприятие вызывает в соцсетях, даже у северодвинцев, необходимость строить новый авианосец вместо «Адмирала Кузнецова»:  дорого, плавающий гроб и т.д. А то, что активная внешняя политика невозможна без авианосца, что политика эта - предохранитель и громоотвод от глобальной вой-ны, кто-то объясняет? Раз Северодвинску жизненно важно иметь морской госзаказ, надеемся только на себя. И высокое звание колыбели русского флота поможет. Плюс, по социологии, слава прошлого сейчас самая сильная основа национальной гордости россиян. И северян! А это закрепление на земле, сплочение населения, способность держать удар судьбы.

- У нас город молодой, исторических символов по минимуму. Да и те под угрозой сноса.

- Вы про дом Пикуля? Я в курсе этой истории, Михаил Гмырин рассказывал, когда встречались по раскопкам святых Антония и Феликса на Севмаше. В молодом городе, в котором нет или очень мало исторических памятников, как в Северодвинске, даже если их нет, их надо придумывать. А если есть какие-то зацепки, как с домом Пикуля, конечно, нужно делать всё, чтобы его сохранить. 

Беседовала Елена САДОВА
Фото

         
     
 

Система Orphus
В комментариях запрещены мат, грубости, оскорбления, переход на личности. Обращаем ваше внимание, что комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.

HyperComments



Возрастное ограничение







 
Следите за обновлениями!
Северная неделя ВКонтакте Северная неделя в Фейсбуке Северная неделя в Твиттере
Северная неделя на YouTube




Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий