Новости Северодвинска и Архангельской области

Елена Павлова: «Работы лучше «скорой» нет!»

24.06.2014
Изменить размер шрифта
Фото из архива Елены Павловой

Главный врач службы «03» о делах и делах личных.

На всякий случай уточняю: не изменилось ли за пять лет отношение Елены Павловой, главного врача станции скорой медицинской помощи, к возрасту? «Никогда его не скрывала, никогда не жеманничала. Мне 50». Будет. Завтра, 25 июня. Заранее, говорят, не поздравляют, поэтому сегодня, по традиции, используем личный юбилей в рабочих целях.

Делай, как я
- Елена Александровна, недавний ваш конкурс молодых фельдшеров я смотрела с точки зрения пациента. Мне понравилась молодежь. А вам? Себя в них узнаете начинающим фельдшером?

- Общее есть: знаком пофигизм того возраста, в хорошем смысле, когда еще не знаешь многого, пока не осторожничаешь. А вообще, приятно на ребят смотреть. Некоторые ворчат: «Сейчас не так учат, не так лечат…» Ничего подобного! Учат хорошо. Умеют многое. Приходит молодежь настолько подготовленной, что удивляешься: больше знают, чем некоторые стажисты. Есть, конечно, и слабые.

- Куда же без троечников.

- А отличие в том, что они более амбициозны. Нас учили быть как все.

- И не рваться вперед, пока не позовут. А если кто-то из начинающих сегодня вам скажет: «Хочу быть главным врачом»?

- Сама им об этом говорю, на своем примере: окончила училище, потом институт, Академию госслужбы. Понуждаю способных, чтобы шли учиться на врачей. А дальше все в их руках.

- Вы сами должны были стать потомственным железнодорожником. Теперь, наверное, и пассажиром в поездах не ездите?

- В прошлом году в Вологду в командировку ехала поездом. Мало того что вагон мягкий и чистый, там еще тапки одноразовые дали, ложечку для обуви… У меня был настоящий шок.

Каждый пятый – за советом
- Елена Александровна, «Скорая помощь» остается единственной службой, у которой нет платной альтернативы.

- Это единственная служба, которая быстро, бесплатно, круглосуточно поможет любому, даже если у него нет документов.

- Я к чему: опасаемся, не готовятся ли законодатели отобрать или урезать такую возможность.

- Она должна такой и остаться. Единственное, что обязано произойти, – переформатирование сознания населения: обращаться на «скорую» надо в экстренных случаях. И тенденция такая наблюдается, поликлиники стали лучше работать с хроническими больными.

- На «скорую» ведь можно позвонить и за советом, по здоровью разумеется. Я такой возможностью пользовалась не раз.

- За сутки диспетчеры принимают около тысячи звонков. А вызовов обслуживается примерно двести. В среднем каждый пятый обращается за советом.

- Телефонных «шутников» много?

- В 2-3 процентах случаев не открывают дверь бригаде. Часто такое бывает: из окна девятого этажа видят, что человеку плохо, и звонят 03. А сами к нему подходили? Если переживаешь – подойди, спроси. Иначе это называется благотворительностью за чужой счет. Нет, говорят, видим, что за сердце держится, сейчас умрет, а вы такие-растакие… Приезжаем – никого нет. Пьяный встал и ушел или встречает бригаду словами: «А я вас не вызывал».

Отменили отмену
- В конце прошлого года мы с вами говорили о новом порядке оказания скорой помощи. Согласно ему санитаров в вашей службе с этого года не должно быть и кардиологических бригад тоже.

- И медсестер. Летом прошлого года, когда приказ был издан, вся Россия забурлила. В январе сказали: отсрочить до 1 июля. Мы, довольные, жили надеждой, что внесут изменения, что машины не придется оборудовать аппаратурой, для которой нужны особые специалисты, санитаров и медсестер оставят. В апреле приходит приказ Минздрава РФ об отмене отмены. Минюст не пропустил отмену, и приказ считается действующим. 8 мая пришел к нам документ об этом, а в середине месяца пришли проверять его исполнение.

- Даже сказать на это нечего… И что делать?

- Съезжу 18 июля на ежегодную конференцию по скорой помощи в Питер, послушаю, что скажут, и согласно этому начнем работу.

- На этих конференциях как главврач Павлова чувствует себя? На достойном уровне северодвинская «скорая» в сравнении?

- Мы были и остаемся на хорошем региональном уровне по качеству оказания помощи. У нас город маленький - доезд быстрый. И такие умницы доктора есть, и фельдшеры.

- Вы жесткий руководитель, сами об этом говорили. Значит, не без обид со стороны подчиненных. А поддержку коллектива чувствуете, когда она нужна? 

- Команда у нас работоспособная, бывают мелкие колкости, но в едином порыве вопросы решает. Мой главный, сильный помощник - заместитель по лечебной части Светлана Васильевна Лизунова. Еще мысль выскажу, с которой не все соглашаются. По Трудовому кодексу за все несут ответственность руководитель и главный бухгалтер. А я, как руководитель, считаю, что очень большая доля ответственности лежит на главном экономисте. Во многом успех зависит от стратегического планирования. Заместитель главного врача по экономическим вопросам станции - Иванова Светлана Дмитриевна. Умнейший специалист с классическим дневным бесплатным университетским советским образованием. С сегодняшним платным заочным огромная разница.

Новое слово в медицине
- О новом слове в медицине – аутсорсинге. Ваши архангельские коллеги уже работают на частных машинах?

- С февраля. Пришла в область московская фирма, практически все водители «скорой» перешли к этому частнику. Предоставление новых автомобилей скорой медпомощи – без проблем. Для пациента ничего не изменилось. Наоборот: больного везут в новой, теплой, светлой машине. И бригаде хорошо. Но что будет через три года, когда закончится контракт, пока неизвестно. Планируется, что в следующем году мы тоже начнем работать с частным автотранспортом.

- Были у вас планы получить в нынешнем году три новых автомобиля.

- Закрыта эта областная программа из-за аутсорсинга. А из 29 машин скорой помощи у 20 стопроцентный износ.

- Получается, скорее бы следующий год. Возможно, зря ругали приход бизнеса в медицину?

- Часто так бывает: поначалу новшество кажется катастрофой. Вспоминаю, когда кардиографы на «скорой» вводили, до скандалов доходило с некоторыми докторами: «Зачем они, только время терять. Я быстрее диагноз поставлю». Сейчас с точностью до наоборот: не поедет бригада на вызов, если вдруг кардиограф сломается.

- Значит, тревоги уже нет?

- Мы все равно оставим подушку безопасности. Думаю, что три бригады с нашими водителями, с нашими более или менее хорошими автомобилями оставим за собой.

Поставить бы памятник…
- Перейдем к личным вопросам. О чем мечтаете?

- Если рассматривать перспективу «Скорой помощи» на 20-30 лет, то ее надо вводить в систему МЧС. А все хронические случаи – в неотложку. Это было бы идеальным разделением потоков больных.

- Почему? МЧС – полувоенная структура.

- Потому что все чрезвычайные ситуации в комплексе отрабатываются. И еще мое категоричное мнение: никакой демократии не должно быть в медицине. Никакой. Иначе будет майдан. Получить вызов для «скорой» как получить приказ. Поехали, а рассуждать потом. Еще хочу, чтобы был установлен памятник врачу скорой помощи в нашем городе. Давно и очень хочу.

- И кто, по вашему мнению, должен стоять в халате?

- Мужчина. У нас единственная служба медицины, где много мужчин, потому что работа тяжелая. И поставила бы его, с чемоданом и фонендоскопом, возле большого нового здания станции, которое тоже пока только в планах и мечтах.

- Воробьям и кошкам ставят памятники, не говоря про сантехников и полицейских. А про врача я не слышала.

- Я тоже не знаю такого примера по стране. Ну а на юбилей я себе подарок уже сделала: машину новую купила.

- Никогда за рулем вас не видела.

- У меня права уже двенадцать лет.

- Личный водитель по утрам не спешит к вашему дому?

- Редко, зимой. Не злоупотребляю служебным автомобилем. Получаю удовольствие от езды за рулем.

- Понятно, машина - хобби. Ну а что-нибудь из чисто женского?

- Машина – это независимость. Продолжаю коллекционировать кошек, сувенирных. И еще теперь есть дача. Если бы пять лет назад мне кто-нибудь сказал, что она у меня будет, ни за что не поверила бы. Впрочем, я дачник без фанатизма.

- Возраста вы не боитесь. А торжеств по его поводу?

- У меня много дат в этом году: 75 лет будет станции скорой помощи, мне 50, десять лет я руковожу «скорой», пять лет назад дочка вышла замуж. Да! Еще 35 лет состою в профсоюзе. И все даты радуют. А если говорить только о работе, то ничего лучше скорой помощи нет!

Да ну их, эти приметы. Поздравляем вас, Елена Александровна, с наступающим днем рождения. Пусть исполнятся и вышеперечисленные мечты, и еще более личные.

Ольга ЛАРИОНОВА


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий