Новости Северодвинска и Архангельской области

В чём сила, брат?

24.02.2016
Изменить размер шрифта
Старый снимок: 1956 год, Североморск, плавбаза «Тобол», двое на палубе: старшина и вахтенный лейтенант. Фото любительское, обычное. И только я знаю: старшина - боцман Кравченко с подлодки С-80, а скромных комплекции и роста лейтенант – будущий вице-адмирал Герой Советского Союза Евгений Чернов…

Петербург проводил его в последний путь 1 февраля. С высшими воинскими почестями, как офицера-подводника, Героя! Но и сегодня мне напоминают об адмирале общие знакомые, а бывает, и неведомые мне моряки – кто запрашивает «электронкой», кто междугородним звонком – правда ли?! Евгению Дмитриевичу шёл 86-й год, но им будто не верится, что Чернова нет. Это какую память адмирал о себе оставил, чтоб так заклинило?!

Он служил на Севере, часто бывал у нас, в Северодвинске. Во-первых, потому что был подводником. Во-вторых, далеко не из заурядных – дело имел с новейшими, совершенными кораблями. К 1978 году – уже контр-адмирал и Герой Союза, ещё через пару лет принял 1-ю флотилию атомных подлодок – крупнее подобных соединений в советском флоте не бывало! Но не только мощью дел и заслуженными регалиями Чернов память о себе оставил. Был он предельно честным! Порой до отчаянной жёсткости! Этим более запомнился в нелёгкой службе, и в дни трагедий тоже.

Это он пестовал и лелеял северодвинский уникум – АПЛ «Комсомолец», руководил её опытной эксплуатацией. Не отсиживался на корабле сопровождения, сам повёл титанового «Комсомольца» за километровую бездну! А позже, на межведомственных разборках, он, адмирал Чернов – Герой Советского Союза, от корней человек флотский, защищал не флот, а корабелов Севмаша и творение их труда. Хотя и полосовал он своих, и знал, что эти свои добром не вспомнят, но дело принципа - не умел и не хотел врать! И не исключаю, знал Чернов, что не один он в поле воин, есть ещё честные офицеры – командир подлодки, каперанг Юрий Александрович Зеленский, другие…

Не скажу, мол, был с Черновым знаком, а если всё-таки знаком, то на расстоянии – часто созванивались. Подолгу беседовал я с Евгением Дмитриевичем. И когда писал книгу, докапывался до причин гибели С-80. И когда стряслись катастрофы «Комсомольца» и «Курска». Тяжёлые были минуты, но впечатления жёсткого человека Чернов не оставлял. Во всяком случае, в разговоре. А вот открытого человека в нём почувствовал бы любой, уверен! Какая же сегодня это редкость!
Морякам сегодняшней России не верится, что Евгения Дмитриевича уже нет. Помните из знаменитого фильма: «В чём сила, брат?» И ответ: «Сила – в правде!»… Сильный человек адмирал Чернов! Однако выходит, в его правде не только сила, но и то, что заставляет людей особенно помнить.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий